На предшествовавшей открытию «Арт-Киева-2008» пресс-конференции «День» услышал интересный разговор, который вполне может проиллюстрировать суть споров о художественной ценности творений современников. «Художник из Москвы и теоретик искусства» (так он представился), случайно попавший на «Арт-Киев», естественно, не может выступать барометром настроений московской художественной тусовки, но воплощает одну из позиций относительно contemporary art в обществе. Именно между этим гостем, а также куратором «ПинчукАртЦентра» Александром Соловьевым и галлеристом Евгением Карасем возникла дискуссия. Вот отрывок из этой показательной полемики.
— Направление так называемого актуального искусства, претендующее на то, чтобы называться продолжением авангардного искусства — это большая натяжка, — считает «художник из Москвы». — На самом же деле в современном искусстве очень активно раздувается тенденция антикультуры. Я обращаюсь к коллекционерам, так как именно они покупают эти работы. Вот в Москве была выставка Олега Кулика, его объявили художником №1. А он — пропагандист зоофилии. Речь идет о разложении не только искусства, но и морали, которое к тому же оплачивается — и в этом трагедия.
— Основная доктрина Олега Кулика — это «дипекология», то есть «глубокая экология» в иронической форме, — не соглашается Александр Соловьев. — Он снимает границы между человеческим измерением и животным. Для него весь мир — как одно целое. А постмодернизм — это продолжение искусства авангарда. Более того, постмодернизм гуманнее. Потому что авангард выдвигал лозунги, которые должны установить новый порядок, нового человека. Поэтому ему даже фашизм приписывали. А современное искусство как раз отказалось от идей переустройства, идей революционных и избрало эклектический путь.
— Во все времена великих, нарушавших традиции своих предшественников, обвиняли в нарушении морали, — подхватил Евгений Карась, — это нормальный процесс развития искусства...
«ДО ОБЕДА ПЯТЬ РАБОТ»
Тем временем 26 октября сего года в прессе появилось сообщение, что в Париже во время ярмарки современного искусства FIAC были арестованы 30 работ упомянутого Олега Кулика, которого на выставке представляла «XL Галерея». В комментариях агентству РИА Новости директор галереи Елена Селина заявила, что работы были арестованы на том основании, что они «распространяют послание, содержащее насильнический и порнографический характер». По словам Елены, арест состоялся по просьбе французской таможни, поскольку во время ввоза у пограничников возникли претензии к содержанию работ. Эта история сейчас еще ждет своей развязки... и интерпретации.
Продолжая эту тему противоречивости, необходимо сказать, что не все современное искусство можно отнести к направлению contemporary art. Сегодня есть последователи, так сказать, менее прогрессивных течений. Свой спецпроект «Балет» Лариса Клюшкина создала для «Арт-Киева» с помощью обычных полотна и масла, но, по словам художницы, выразила в них новое видение:
— Новое прочтение, новое видение формируется взглядами, ведь нас окружает совершенно иная жизнь, формы, информационное поле. Меняются мозги — потому меняется искусство.
Вячеслава Брейша на «Арт-Киеве» представляет парижская галерея. Он — довольно успешный (да, в отношении художников нужно употреблять именно этот эпитет) художник и скульптор, работы которого продаются в Париже, Берлине, Кельне, Лондоне:
— Некоторые считают, что актуальное концептуальное искусство — это то, что делается «до обеда пять работ». Я создаю около одной работы в месяц. Но дело даже не в этом, ведь художник может создать работу быстро, но в ней будет энергетика, которую он поглощал в течение двух недель. В любом случае, он должен работать и еще раз работать. И учиться.
Писатель Иван Драч, внимательно изучавший экспозицию на пяти этажах Украинского дома, тоже — за скрупулезное искусство:
— Я — человек прошлого тысячелетия, поэтому это тысячелетие я не понимаю, — признается писатель. — Мне здесь лишь одна художница понравилась, ее работа виртуозна, настойчива, невероятно тяжела и скрупулезна. Все талантливое — редкостно.
Повезло Киеву, что именно здесь впервые представляет свой новый проект «Скромность & жир» Александр Гнилицкий. Напомним, что именно этот художник вместе со своей женой и соавтором Лесей Заяц представили на последнем биеннале в Венеции Украину проектом мультимедийной комнаты «Визуальный винил». Имея поразительный ряд персональных и групповых выставок в основном за границей, Александр не имеет однозначного ответа на то, что такое современное искусство.
— Это самый сложный вопрос, на который я не смогу ответить. Я всю жизнь пытаюсь понять, что такое искусство. Тем более современное. Каждый себе может сказать, что он делает современное искусство, если он его делает сейчас, в этот момент.
Художница Оксана Мась также имеет длинный «послужной список» персональных и групповых выставок. Весь вечер самого автора и ее спецпроект оккупируют представители прессы. У художницы дорогая шуба и вежливые пиар-менеджеры. Оксана Мась — пример удачного брендинга от искусства:
— Это то, что ты чувствуешь здесь и сейчас, — и у нее есть ответ на то, что такое современное искусство... — Это когда ты видишь произведение искусства, и в твоем мозгу не хватает заготовок для того, чтобы его сразу идентифицировать. Поэтому — бац! — шок на несколько секунд. Когда вы это почувствовали, значит, вы прикоснулись к искусству. Художник — это тот, кто себе не врет и может себе позволить сделать то, что он хочет, не озираясь на то, купят ли это или не купят. Художник — это стиль жизни, он не сидит на месте. Он — космополит, сто процентов.
Часто проблема состоит не только в вопросе «Что есть искусство, а что — нет?», а и в том, что все эстетство и заумность актуального арта — притворна, это ничто иное, как «жир», который буйно расцвел на благодатной почве гламура.
И к этому пониманию подталкивает прежде всего проект Гнилицкого, на котором, кстати, шубы нет, и армии пиар-менеджеров не видно вокруг. Живя фактически между Мюнхеном и Киевом, с годами он все меньше чувствует себя космополитом.
— Когда-то, 20 лет назад я себе говорил, что — я космополит, — говорит художник. — Но чем больше я взрослею, тем больше я люблю свою землю, хочу ее как-то украшать, о ней заботиться... Нет, я даже не могу поехать в Мюнхен на полгода, я этого не выдержу, потому что мне хорошо сюда возвращаться.
В то время, когда все называют себя космополитами и стремятся к глобальности, оставляют ли художники в своих работах след национального? Возможно ли соотнести их почерк с их этническим происхождением?
— Хорошего — вряд ли, — отвечает на вопрос «Можно ли сегодня отличить украинского художника от французского?» уже упомянутый Вячеслав Брейш. — Есть, конечно, национальные художники. Но современных, например, французских национальных художников мы не знаем. Искусство принадлежит всей земле. Я считаю, что искусство — это язык, на котором может договориться человечество. Возможно, это тот язык, который был еще до строительства Вавилонской башни...
— Мне кажется, отмежеваться от своего национального естества абсолютно нереально, считает Олеся Авраменко, куратор и заведующая сектора новейших визуальных практик Института проблем современного искусства. — Оно просматривается так или иначе. Это темперамент, колористика, ракурс, взгляд, акценты. Ты смотришь, например, на работу Криволапова: абстракция — но ты видишь, что это украинский художник.
ИСКУССТВО БРЕНДИНГА
Основная «внешняя» деятельность художника направлена на работу с галереями.
— У нашей галереи есть концепция, а у художника — его работы и уже сформированный имидж, — рассказывает Марина Щербенко, владелица галереи современного искусства «Bottega». — Качественный художник — это тот, у которого есть школа, имя (даже если он совсем молодой). В искусстве также работают правила брендинга. И если так, то нужно эти правила признать и пользоваться этим.
Илье Чичкану в дальнейшем, очевидно, удастся воспользоваться тем, что этим летом на аукционе «Philips» его робота была приобретена за 40 тысяч фунтов стерлингов. Теперь именно от этой суммы будет идти отсчет цены его таланта.
— Это событие, — уверен искусствовед и галерист Алексей Титаренко. — Именно от аукционной продажи идет отсчет в процессе ценообразования. В этом смысле это беспрецедентный для Украины случай.
Впрочем, непосредственно Чичкан-провокатор этой кучей денег распорядиться не сможет.
— На самом деле я эту картину давно продал, и на аукционе она была перепродана, поэтому к этой груди я не присосался, — прокомментировал ситуацию художник.
Так или иначе, мнение о непричастности капитала к искусству или же победе искусства над капиталом не совсем объективно.
— Одна из необходимых частей существования искусства — это, хотим мы того или нет, арт-рынок, — констатирует Александр Соловьев. — Как классическое Пушкинское: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».
И о наболевшем: ударит ли по художникам финансовый кризис?
— На художниках первой десятки финансовый кризис не отразится, — прогнозирует галерист Олег Байшев. — Так же, как и в бизнесе: самые богатые не пострадают, а станут еще богаче. По художникам менее талантливым или, скажем так, менее раскрученным этот кризис ударит довольно сильно. С другой стороны, есть позитив: «доллара» сейчас не будет, будет время думать об искусстве и делать его.