Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

История города в истории домов

Во Львове отпраздновали 100-летие дома с рыцарями
7 декабря, 2010 - 18:29
ФОТО МАРКИЯНА ЛЫСЕЙКО

Именинника, а это дом №11 на ул. Валовой, к юбилею украсили иллюминацией. Львовян и гостей города, которые пришли на день рождения столетнего дома, развлекали музыкой, угощали горячим пивом и пирожными. И напомнили историю, а она такова: импозантное здание в стиле неоготики появилось в 1910 году по проекту известного архитектора Артура Шлеена на месте старых (приблизительно 1850 года) домов на заказ собственников участка — семьи Финклеров. Узнаваемой визитной карточкой дома является ее декор авторства скульптора Тадеуша Блотницкого — средневековые рыцари со щитами, на которых изображены гербы земель Галичины, Волыни и Львова. Среди довоенных жильцов дома №11 — дантист Генрик Аллерганд, доктор Валериан Мадевски, Игнаций Райсс. В доме также работали частные кабинеты доктора Леопольда Алексанровича и Юзефа Фриша, адвокатское бюро Леона Райха, механическая мастерская «Континент» Юлиана Ломаги, Акционный Галицкий купеческий банк. Во времена Советского Союза здесь были размещены парикмахерская, комиссионный магазин и ателье индпошива «Лилея». А знаток Львова Илько Лемко, автор книги «1243 улицы Львова», где фигурируют несколько тысяч домов, современной жемчужиной «соленизанта» ул. Валовой назвал дядю, который на протяжении многих лет каждое утро на балконе, расположенном между рыцарями, делал утреннюю «руханку» (гимнастику. — Ред.) — в одних трусах, даже в 15-градусный мороз. И рассказал «Дню» еще несколько историй зданий древней части Львова. Например, нынешнего Дома книги на площади Мицкевича. Его строительство было закончено в 1921 году, а строил дом самый знаменитый каменщик Иона Шпрехер. «По этому дому видно, как Шпрехер обманул городскую власть, — говорит Илько Лемко. — В то время запрещалось строить здания выше четырех этажей, а мы видим семь. Как Шпрехеру удалось это сделать? А так: второй этаж дома он трактовал как антресоли, а два последние — как чердак. И тогда граждане возмущались, считая, что дом портит панораму Львова, закрывает вид на Кафедральный собор, врывается в архитектурное пространство старинного Львова. Кстати, это все те же претензии, которые мы выдвигаем к современным домам...». То же можно сказать и о доме нынешней 1-й коммунальной поликлиники на углу ул. Русской (дом 20) и Подвальной (дом 7). Здание возведено в 1905 году фирмой выдающегося украинского строителя Ивана Левинского в стиле гуцульской сецессии. И этот дом вызвал сопротивление общественности — мол, безвкусица, урод, который не отвечает архитектурной среде ул. Подвальной и Русской, ансамблю Успенской церкви, закрывает вид на башню Корнякта. «Интересно, что историк Львова Александр Надрага в своих воспоминаниях так говорит об этом доме: прогуливаясь с девушкой вблизи этого здания, услышал от нее: «Придет наша украинская власть, и мы этого монстра обязательно разберем!» — рассказывает господин Лемко.

Аналогичная история была и со Львовской ратушей. Когда в 1826 году завалилась старая, очень красивая ренессансная ратуша, на ее месте в 1835 г. построили новую, в стиле казенного классицизма. Закончили в 1851 г. Собственно, такой она и сохранилась до наших времен, и любуются теперь ею не только львовяне, но и многочисленные гости города. А тогда были невероятные протесты, а особенно со стороны людей, которые помнили прежнее здание, построенное в 1619 году бургомистром Мартыном Кампианом. Говорили, что новостройки съедают городское пространство, съедают лицо Львова, называли даже отвратительным четырехугольником с дымоходом. Протесты продолжались вплоть до начала ХХ века — еще в 1901 году самые выдающиеся архитекторы Львова представляли проекты по перестройке ратуши.

Золотой век львовской сецессии — 1905—1913 годы, когда перестраивались старые и не очень старые (конца ХІХ в.) дома, построенные в стиле эклектического историзма. Например, дом на углу Валовой и Галицкой (нынешнее помещение Сбербанка). «Если бы не Первая мировая война, которая остановила экономический взлет, — смеется господин Лемко, — то во Львове почти бы не осталось старых, очень красивых домов в стиле эклектического историзма».

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День» Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ