«Я ПРЕОДОЛЕЛ ЕЩЕ ОДИН ЖИЗНЕННЫЙ БАРЬЕР»
— Иван Ярославович, в последние годы вы мало снимаетесь, зато победили на последних выборах и стали депутатом Верховной Рады. Тяжело было на выборах?
— В последние годы я действительно мало снимался. И не потому, что хороший или плохой, но кино — это лотерея, и счастливый билет ты получаешь или не получаешь. Мы знаем много примеров прекрасных актеров, которые по 15 лет были в простое и ждали своего часа. Это не значит, что человек в это время не работает, не думает, не дышит, не страдает. Но я пошел в депутаты совсем не потому.
Сначала предложение баллотироваться воспринял как игру, финал которой меня совсем не тревожил. Я не страдал и не нервничал. Но во время избирательной кампании, когда я увидел, какими грязными методами она ведется, часто людьми с ужасной репутацией, то понял: должен победить для того, чтобы прийти в Верховную Раду и попробовать что-то изменить. У меня появился тот самый азарт, который всегда направлен на победу. Не скажу, что это было легко: в меня стреляли, подкупали охрану (которая возникла спонтанно), запугивали, клеветали. В местности, где я избирался, моим соперником был человек, у которого в руках была вся исполнительная власть и довольно активно пользовался этим обстоятельством. Но я победил. Потому что не шел по списку, а выбрал для себя намного более сложный путь. И от этого получил большое удовлетворение, потому что преодолел еще один жизненный барьер.
— Что же дальше?
— Скажу честно, это новый этап в моей жизни, возможно, еще не совсем для меня понятный. Я бы сказал, что это период становления.
— Реально ли, учитывая нынешний состав Верховной Рады, что-то изменить в государственной политике в области культуры, и в частности кино?
— Мне кажется, что и сегодня в высших ступенях власти есть люди, само существование которых и существование культуры — это параллели, которые никогда не пересекутся. С этого все начинается. Поэтому заканчивается все красивыми разговорами из области грез. Должны прийти новые политики, которые болеют за Украину. Политики, которые знают: не экономика, а культура — первична. Ведь культурный человек — это то же самое, что человек глубоко верующий. Он следует христианским заповедям и не будет, скажем, воровать. Элементарно! «НАЛОГИ ЯВЛЯЮТСЯ СЕГОДНЯ ПРЕДЛОГОМ ДЛЯ МОРАЛЬНОГО И ФИНАНСОВОГО ТЕРРОРА»
— Для вас самая близкая тема — кино. А оно в Украине, как известно, практически не снимается. Будете ли вы в Раде лоббировать законы, которые могли бы помочь возрождению этой индустрии?
— Что касается кино, то ясно, что в этой индустрии можно зарабатывать очень большие деньги. К сожалению, наши бизнесмены пока что не понимают, что в этом бизнесе не может быть прибылей сразу или на второй день. Наши российские братья это усвоили и снимают кино — пусть и не всегда хорошо, но такое, которое дает прибыль. Там уже есть рынок кино и на заработанные деньги можно создавать новые картины.
— Возможно, для бизнесменов следует создавать другие условия сотрудничества — например более льготную систему налогов?
— Налоги — еще одна тема для серьезного обсуждения. Наша налоговая система вообще является сегодня предлогом для морального и финансового террора. Что касается кино ситуация вообще абсурдная: еще только идет подготовительный период, начинаются съемки, а из вас уже берут налоги. А должны они браться, когда продукт готов. Это маразм, по другому тут не скажешь. Считаю, что это диверсия не только против кино, но и против государства.
— Надеюсь, тут замешана не «жидо-масонская» рука?
— (С улыбкой). Понятно, нет. Но считаю такие вещи антигосударственной акцией и об этом следует кричать.
— В этом году в Украине сняты несколько сериалов и фильмов, в частности картина Юрия Ильенко «Мазепа», которая еще до премьеры вызвала в прессе много дискуссий. Хотелось бы услышать ваше мнение.
— Что касается фильма Ильенко, считаю, что он постыдный для Украины. Юрий Герасимович очень любит публично говорить о личной гениальности. Это странно. После смерти определят кто какой был. В его активе красивые картины «Белая птица с черной отметиной», символом которого стал покойный Иван Миколайчук, и «Тени забытых предков». Зато я видел предпоследний фильм «Аве Мария», снятый при участии Ильенко... Это просто не искусство. Ильенко заявлял, что «Мазепа» национальное кино. Тогда почему он так долго не показывал фильм украинцам, а сначала повез картину к немцам в Берлин?
— Ваши прогнозы на 2003-й? Изменится ли ситуация в украинском кино?
— Мне не хочется идеализировать ситуацию, да и оснований для этого нет у нас есть проблемы не только законотворческого, но и профессионального характера: нет хороших сценаристов, режиссеры пребывают в некоторой растерянности, не совсем понимая о чем снимать, продолжается развал Национальной киностудии... Но у нас продолжает сохраняться огромный потенциал талантливых актеров, которые могли бы работать и сделать честь и славу Украине. Поэтому ситуацию следует менять в корне и как можно скорее.