Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как избежать депрессии?

25 апреля, 1996 - 20:24
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Попробуйте непрерывно улыбаться хотя бы 20 минут — и вы сами убедитесь, что это невозможно: мышцы щек сводит судорога, глаза отказываются сохранять радость, присущую улыбке спонтанной и искренней, пишут izvestia.ru. Но если вам по роду работы прихо дится улыбаться постоянно, а не тогда, когда хочется, это может закончиться тяжелым стрессом и даже депрессией, утверждают немецкие психологи.

ЧТО СКРЫВАЕТ УЛЫБКА?

Известен совет психологов: если у вас плохое настроение, улыбайтесь. Ведь между мышцами и головным мозгом существует не только прямая, но и обратная связь. Если от радости вы улыбаетесь — это потому, что мозг шлет команду мышцам. Значит, мышцы, сложенные в улыбку, тоже могут вызвать в головном мозгу реакцию радости.

Но это утверждение справедливо только отчасти, показали исследования последнего времени. Доктор психологии Христиан Дорманн из Университета Майнца (Германия) обследовал 250 сотрудниц крупных фирм, принимающих заказы и выслушивающих жалобы и претензии. Согласно инструкции, они обязаны во время разговора с клиентом улыбаться. Хотя улыбку тот, конечно, не видит, но по голосу слышит, что ему рады и оказывают любезный прием. На рабочем месте сотрудниц колл-центров обязательно есть зеркало, чтобы те постоянно контролировали выражение своего лица, каким бы тяжелым и неприятным не был разговор.

Оказалось, что у каждой пятой сотрудницы налицо симптомы стресса — учащенный пульс, повышенное кровяное давление, избыточное потовыделение. Опрос показал, что многим из них самым тяжелым представляется необходимость сохранять на лице улыбку и любезный тон. В колл-центрах высокая текучесть кадров, многие не могут работать здесь больше нескольких месяцев.

Другое исследование было проведено среди стюардесс голландских авиалиний. Необходимость постоянно улыбаться они поставили на первое место среди тяжелых сторон своей профессии — даже перед усталостью от большого объема работы и неудобствами, связанными с постоянной сменой часовых поясов.

СТРЕСС ПО-ГОЛЛИВУДСКИ

Сегодня постоянно улыбаться широкой и радушной голливудской улыбкой по долгу службы приходится многим. Это требование входит в условия работы множества людей в сфере услуг: в гостиничном и ресторанном бизнесе, за стойками авиакомпаний и турагентств, в дорогих магазинах и косметических салонах и т.п.

Но вовсе не случайно термин «голливудская улыбка» постепенно становится синонимом улыбки неискренней, «витринной», скрывающей истинные чувства. Ведь улыбка — спонтанная реакция человека на что-то приятное, доставляющее удовольствие или радость. А спонтанные реакции не могут длиться долго.

Кроме того, с точки зрения анатомии, улыбка — это гримаса, одновременное сокращение множества лицевых мышц. А сокращения мыщц, как непроизвольные, так и произвольные, то есть по нашей воле, требуют последующего расслабления — иначе возникает болезненная тоническая судорога, то есть длительное и очень сильное сокращение мышц.

Вполне возможно, что частые истории о голливудских звездах, переживающих тяжелые депрессии, не в последнюю очередь связаны и с необходимостью на людях скрывать свои истинные чувства и сверкать постоянной счастливой улыбкой, какие бы кошки ни скребли на душе.

«ИНДИКАТОР ХОРОШЕГО ОБСЛУЖИВАНИЯ»

Впрочем, далеко не всегда улыбка привлекает к себе. Улыбка может напугать, вызвать гнев, отвращение и даже ненависть — все зависит от обстоятельств, в которых она возникает, и от ее истинного смысла.

Вовсе не обязательно, чтобы сервис сочетался с непременной улыбкой. Подчас нам вполне достаточно и доброжелательной серьезности от человека, к которому мы обращаемся за услугой. А с этим возникают определенные сложности. Ведь доброжелательность — гораздо более сложное явление, чем дежурная улыбка. Она включает в себя и общий позитивный настрой человека, и определенный уровень воспитания, и искренность, и стремление как можно лучше выполнить свои профессиональные обязанности.

Но вот оценить все эти составляющие куда сложнее, чем заметить явное движение лицевых мышц. Видимо, именно поэтому улыбка до сих пор считается индикатором хорошего обслуживания, хотя каждому из нас приходилось сталкиваться с таким явлением, как улыбчивое хамство...

Впервые улыбаться несмотря ни на что психологи призвали американцев во времена Великой депрессии — в 30-е годы прошлого столетия. Тогда были напечатаны большими тиражами плакаты с изображением красивой улыбающейся «герл» — эксперты посчитали, что ее пример вдохновит нацию на победу над унынием и озабоченностью. В 60-е годы значки-смайлы (от английского smile — улыбка) в моду ввели «дети цветов». На них в цветных кружках были изображены только две точки и дуга — нечто вроде улыбающейся физиономии. Но мода на блаженную улыбку вскоре прошла.

Неожиданно смайлики вернулись с возникновением интернет- культуры, когда стало ясно, что для общения в виртуальном пространстве недостаточно чистой информации, требуются какие-то эмоции. Первый смайлик в виде трех знаков [:-)] предложил некто Скотт Фолмэн в 1982 году. Потом смайлик преобразовался в специальную веселую рожицу. Позже переселился в сотовые телефоны. А сейчас их библиотеки насчитывают сотни вариантов: смайлики музыкальные и спортивные, довольные и грустные, национальные и крутые, для администраторов и модераторов, спящие и уставшие, курящие и зодиакальные, приветствующие и прощающиеся и даже боевые и злые. В общем, все как у людей.

КОММЕНТАРИЙ

— Если человек вынужден весь день работать с обязательной улыбкой, не выражая свои истинные эмоции, даже самые мелкие «тычки» накапливаются, возникает сильное внутреннее напряжение. И вылиться оно может не только в депрессию, выход из которой многие пытаются найти интуитивно в виде алкоголя или успокоительных таблеток, рассказывает Сергей Ениколопов, заведующий отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН. — В конце прошлого века мы обследовали менеджеров среднего звена крупных фирм, в условия работы которых также входит постоянная доброжелательность, позитивный настрой. В большинстве своем это были молодые женщины, образованные, хорошо понимающие свою задачу. Но мы выяснили, что напряжение, которое им приходилось испытывать в течение рабочего дня, значительно повысило уровень домашнего насилия в их семьях. 90% из них признавались, что стали бить своих детей, около половины сообщили, что их начали бить мужья. Причем подчас достаточно было буквально «булавочного укола», чтобы накопленное раздражение переросло в насилие.

Мы все нуждаемся в разрядке накопившегося напряжения. Лучший способ для этого — любая физическая активность: пробежка, занятия в фитнес-центре и т.п.

Татьяна БАТЕНЁВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ