Творческие акции в национальных заповедниках и музеях — это новый способ пообщаться с посетителями. По словам организаторов, главное — разбудить любопытство у людей, особенно молодых, к истории, традициям и древнему искусству. Очередная «Ночь в музее», а точнее — вечер, состоялся в одной из крупнейших святынь Украины — Софийском соборе. А особое событие для заповедника — возврат Царских врат, которые отреставрировали польские мастера.
Перед входом на территорию Софии гостей приветствовал воевода с женой. Очень колоритной внешности — крепкое телосложение, громкий баритон, одет в атласную рубашку, шапку, кремовые ботинки с закрученными вверх носами. Глядя на уверенное поведение хозяина, хотелось думать, что это и есть сам князь Ярослав Мудрый.
«Добро пожаловать осмотреть святые места!» — призвал воевода — хозяин события. Недалеко от входа нас встречал киевский ансамбль «Пульс», который воспроизвел весенний девичий танец начала ХI века. После него гостей приветствовали взрослые — артисты ансамбля «Володар», которые напомнили, что вскоре — праздник Ивана Купала. Они пели песню «Ой, на Ивана, на Купала...» Далее — импровизация купальского обряда: володаровцы получили купальское деревцо, украшенное разноцветными лентами. Словом, к непродолжительной экскурсии по Софии, которая началась под пение кобзаря «Рідна мати моя...», все уже имели нужное настроение и вдохновение слушать о высоком и вечном...
Кроме всего, для гостей специально открыли «Музей украинского янтаря», чтобы так «сочетать века». Правда, если говорить об янтаре, то речь идет о сочетании не только ХI века с ХХI, а со временами, которые отдаляют нас на 40—60 миллионов лет: именно столько лет янтарю — застывшей смоле из хвойных деревьев. А вот что действительно единило наш век с княжеским — так это водка, настоянная на янтаре и травах, которую изготавливали еще в те давние времена.
...А тем временем все готовились к приезду князя Ярослава. Хочется верить, что то, что мы увидели, происходило и сотню лет назад. С обеих сторон дорожки, ведущей к главному входу в Софию, стояли девочки — все в одинаковых белых рубашках с вышивкой, черных туфельках, с яркими веночками на головах. Потом подошла княжья дружина — в металлических латах, с саблями, а перед входом в храм сел монах за стол и начал читать книгу. Он напомнил, что «в лето 1037 года заложил Ярослав город большой и Золотые врата». Зазвучал церковный перезвон. Мастера играли на все лады, воспроизводили церковные мотивы один за другим (это была запись)...
Ожидание приезда князя затянулось. Гости стали внимательно рассматривать двор музея и увидели то, что в обычный день пропустили бы. Например, привлекло внимание то, что на одном из газонов были высажены желтые бархатцы интересным способом (как фрагмент одного мозаичного орнамента, выложенного в Соборе).
Начало смеркаться... И наконец-то — едет князь! В карете, и не сам, а с дочерью Анной. Только тогда мы узнали, что, как почетные гости, попали в лето 1049 года, когда Ярослав Мудрый (актер-франковец Лесь Заднипровский) выдавал свою дочь Анну (его театральная коллега Татьяна Жирко-Олексенко) замуж за французского князя Генриха I. В честь этого события и состоялась служба божья в храме, свидетелями которой мы стали.
Потом — на дворе собора — театрализированный отрывок из пьесы-поэмы Ивана Кочерги «Ярослав Мудрый», в котором князь переживал о судьбе дочери (как ей там будет в нецивилизованной Франции), которая не знала, «как это все бросить»... Гости действа воочию убедились, как государственные интересы победили личные желания, и Анна Ярославна села в карету и поехала. После этого Ярослав Мудрый, чтобы развеять грустные мысли и развеселить душу, пригласил всех «на пир»...
Кстати, гостей не угощали пищей, которая подавалась к столу в ХI веке, потому что фаршированная рыба или овощной шашлык — вряд ли эти блюда из тех времен. По словам организаторов, презентация трапезы времен Киевской Руси — это следующий этап творческого подхода к своей работе в рамках акции «Ночь в музее». Что же, дождемся ее.