В нынешние непростые времена у многих возникают финансовые трудности. Тем не менее, нам по-прежнему приходится приобретать еду, одежду и другие необходимые предметы. Как использовать деньги наиболее эффективно и экономно, чтобы потом не пришлось сожалеть о покупке? — спрашивает inopressa.ru? Вот несколько рекомендаций президента Международной конфедерации обществ потребителей, доктора экономических наук Александра Аузана, сформулированных еще в начале 90-х. Они актуальны и в наши дни.
1. Никогда не покупайте товар в первом попавшемся месте. Если есть возможность, обойдите несколько торговых точек или воспользуйтесь поиском по интернету, сравнивая цены и качество в разных магазинах.
2. Правильно оформляйте покупку. Не забывайте брать чеки — тогда при необходимости вы сможете доказать, что покупали товар именно в этом месте, и вернуть свои деньги.
3. Не спешите во время процесса покупки. Чем дороже стоит вещь, тем дольше следует к ней присматриваться. Оглядите товар со всех сторон, пощупайте его. Если это бытовой прибор, внимательно прочтите инструкцию к нему; если есть возможность, проверьте его в работе.
4. Для дорогой вещи выбирайте максимально высокое качество. Если вы покупаете телевизор, холодильник, стиральную машину, пусть цена окажется чуть выше ваших возможностей. Ведь, скорее всего, вторая новая вещь (если приобретенная окажется не слишком качественной) в ближайшее время будет вам не по карману.
5. Выбирайте хороший магазин. Лучше приобретать товары в крупных магазинах: чем «мельче» торговая точка, тем больше шансов, что завтра она закроется, и тогда некому будет предъявлять претензии. Обращайте внимание на поведение продавцов. Если в беседе с вами продавец слишком торопится или уходит от вопросов, если отказывается показать сертификат качества на товар или если в магазине висит табличка: «Проданный товар обратно не принимается и не обменивается», — лучше поищите другое место.
6. Вы должны владеть юридической информацией о своих потребительских правах. Не поленитесь отыскать ее в интернете или других источниках. При конфликте с продавцом следует вести себя вежливо, но уверенно и энергично. Дайте понять, что вы не поленитесь обратиться в суд.
7. Никогда не покупайте с рук продукты или лекарства. Слишком велик риск, что вам подсунут подделку или некондиционный товар, а продавца вы больше никогда не увидите.
Кроме того, предупреждает Аузан, вы должны знать об уловках продавцов и производителей, целью которых является заставить купить товар, даже если он вам не нужен или это для вас невыгодно. Так, на ценнике может быть указана сумма 9,99. Мы подсознательно склонны воспринимать эти цифры как «почти 9», тогда как это — «почти 10».
Марка далеко не самого лучшего качества может носить громкое название — например, «Престиж», «Гламур» и т.д. Не покупайтесь на это! Если сомневаетесь, а вещь дорогая — посмотрите сначала в интернете отзывы других потребителей об этом товаре или производителе.
Избегайте также ситуаций, когда вам предлагают два наименования «по цене одного» или к купленному товару прилагается подарок. Практика показывает, что в большинстве случаев цена такого «довеска» уже включена в стоимость товара, и без него покупка обойдется вам гораздо дешевле.