Полесский заповедник, несмотря на жаркое, засушливое лето, высокую естественную гористость лесов и почти полное отсутствие бюджетного финансирования (за исключением зарплаты), почти не горел на больших площадях. Но ровно год назад на границе заповедника и Словечанского лесхоза, подчиненного Агролесу, возник пожар. Был сделан умышленный поджог в отдаленном заболоченном урочище «Росликов Мох». Для поджога лучшего места не найти: густые лозняки, торфяное болото, сухие мхи до колен... Пожар на какое-то время удалось локализовать и днем при высокой температуре и сильном ветре не допустить возникновения верховых пожаров. С наступлением ночи и прохлады от распаханных трактором борозд вокруг места пожара были сделаны отпалы внутрь пожарища. Лес удалось сохранить. Выгорели только кусты и травянистая растительность. Но злоумышленники на этом не успокоились и через несколько дней сделали еще два поджога. И на этот раз пожар быстро удалось локализовать. Поблизости все время, даже ночью, находились люди, пожарные машины, трактора.
В этом массиве жила семья рыси — самка с выводком. Самец этого вида, как и другие коты, не принимает никакого участия в выкармливании малышей. В это знойное лето даже на болотах и небольших речках Полесья исчезла вода. Мы выкопали небольшой противопожарный водоем, и каждую ночь выводок рыси, как и другие звери, приходили сюда на водопой.
Но возник трагический пожар, и на безлюдном болоте, в густых лозняках появились огонь, дым, люди, техника. Взрослая самка успела вывести часть выводка из огня в безопасное место. Но при этом один малыш потерялся. Ни времени, ни возможностей его искать у матери не было. Но малыш все-таки остался живым и на следующий вечер подал голос. Голод превозмогал страх. Лесники заповедника услышали этот зов и начали также отзываться — похожим голосом «мяукать». Рысенок подошел густыми лозняками к человеку на расстояние всего в несколько метров. Работникам заповедника его удалось хорошо разглядеть. По размеру он было немного больше домашнего кота: с небольшими кисточками черных волос на ушах и коротким с черным концом хвостом. У работников заповедника оставалась надежда, что самка ночью вернется к пожарищу и заберет своего малыша. Однако голодные крики рысенка были слышны и в следующие вечера и утра. Было принято решение поймать рысь. Несколько лесников начали манить голосом этого зверька. Малыш подошел совсем близко. Его окружили в густых кустах и даже попробовали поймать руками. Но рысенок медленно ушел в кусты и где-то спрятался. После этого события он почти перестал отзываться. Наконец он совсем замолчал. Я с фонариком ночью пытался его отыскать, но безрезультатно. Возникло подозрение, что он вообще погиб, ведь после пожара прошло больше 10 дней!
И вот через 12 дней опять неподалеку от того места, где потерялась рысь, произошел новый пожар. Обходим по контуру старый пожар. За прошедший день в ямки, выкопанные лесниками при забрасывании огня песком, попало с десяток мышеобразных грызунов, которые после пожара также убегали от огня. Но на этот раз мышеобразных нигде не было. Внимательно присмотревшись к следам на дне ямки, убеждаемся, что здесь побывал рысенок. Значит малыш еще живой!
УАЗик с лесной охраной ночью после тушения пожара возвращался на центральную усадьбу, и на лесной дороге перед колесами автомобиля в лес медленно ушел зверь, похожий или на молодую рысь, или лису. Автомобиль сдал назад. Потом немного повернул в сторону и в свете фар все увидели рысенка. Поймали его довольно просто — на голову зверю набросили куртку. В квартире пленника, а им оказалась самка, посадили в коробку и накрыли сверху стеклом. Сразу дали два вареных яйца, и рысь, не обращая внимание на присутствие людей, начала жадно кушать. Назвали кошечку Гапой. Котенок оказался очень обессиленным и очень худым. Даже через несколько дней он смог пройти только небольшое расстояние. Часть голых кожаных мозолей на лапах у него оказалась обожженной. Шерсть снизу лап также слегка обожжена. Это результат хождения по тлеющему мху, торфу. Ничего странного в этом нет, потому что даже подошвы резиновых сапог у лесников плавятся при гашении пожаров.
Первый раз мы попробовали выпустить рысь на свободу в конце зимы. Но эксперимент закончился неудачно — изголодавшееся животное вернулось к людям и начало ловить кур и кролей. Животное пришлось отловить и кормить в вольере. Повторный выпуск в конце мая уже был успешным, я как только уйду в отпуск, отправлюсь с радиоприемником на поиски Гапы.
Трудно сказать, счастливо или трагически сложилась судьба у этой рыси. Но все-таки приятно, что удалось спасти жизнь такому редкому зверю не только в наших полесских лесах, но и в мире. Как известно, рысь занесена почти во все национальные Красные книги и в Европейский Красный список видов животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения в мировом масштабе. В Полесье этот вид также находится под угрозой исчезновения. Общая численность полесской популяции рыси (на территории Украины и Беларуси) ныне не превышает нескольких десятков особей. После аварии на Чернобыльской АЭС в отселенной зоне сформировалась довольно многочисленная микропопуляция этого вида, и общая численность за последнее десятилетие выросла. Но надо откровенно сказать, что проблемы сохранения вида в будущем очень остры, особенно учитывая фактически полное отсутствие средств на изучение экологии и организацию практических действий по охране.
В Полесском заповеднике в последние годы рысь после почти 20-летнего перерыва опять начала размножаться. Понятно, что такие события просто так случайно не происходят. Но практический опыт этой работы по настоящему никого в Украине не интересует. Поэтому нет никакой финансовой поддержки Полесского заповедника. Для примера, в соседней Польше в Кампиноском национальном парке, где реинтродуктируют (повторно заселяют) животных, есть все условия для этого: от финансирования и научного изучения с применением самых современных и дорогих методик (метивший отдельных особей рыси радиопередатчиками- ошейниками) до выращивания в условиях неволи отдельных особей со следующим выпуском в дикую природу.