Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как стать премьером?

Штрихи к портрету Степана Олексенко
8 ноября, 2001 - 00:00


Из-за женитьбы я даже хотел отказаться от роли Лаэрта в кинокартине «Гамлет». Летал из Киева в Москву каждую неделю, а в свободную минуту звонил жене по телефону


Завтра в театре им. И. Франко праздник. Замечательный актер Степан Степанович Олексенко отмечает 60-летие со дня рождения и 40-летие творческой деятельности. Для своего бенефиса юбиляр восстановил культовую постановку 80-х — психологически тонкий спектакль «Визит старой дамы» Дюрренматта, в котором франковцы, еще задолго до перестройки и гласности, поставили диагноз застою, доказав своей работой, что жизнь без идеалов равносильна смерти. Актер считает, что сегодня «Визит» будет интересен публике — спектакль, к сожалению, во многом продолжает быть актуальным.

— Ни при каких обстоятельствах нельзя терять чувства собственного достоинства, — считает С. Олексенко. — Власть денег огромна, но не безгранична. Для меня «Визит старой дамы» — спектакль знаковый. Это, прежде всего, совместная работа с такими мастерами, как режиссер Сергей Данченко и художник Даниил Лидер. Мы были соавторами и сотворцами. К пьесе Дюрренматта обращались многие театры, но, как правило, ставили его как анекдот, а у нас получилась высокая трагедия. Моими партнершами были потрясающие актрисы — Нонна Копержинская и Юлия Ткаченко. Их героини совершенно разные. Нонна Кронидовна играла Клер Цаханасян как даму, которая, несмотря на все ее богатство, вышла из низов. У Юлии Семеновны героиня — аристократка, тщательно скрывающая свое «пролетарское» прошлое.

По разным объективным и субъективным причинам восемь лет назад спектакль исчез из репертуара театра. Идея вдохнуть жизнь в «Визит» принадлежит моей супруге, актрисе Марине Герасименко, ставшей ассистентом режиссера этой постановки. Нам пришлось обновлять балет, хор, вводить новых исполнителей: первый горожанин — Василий Баша, дочь Иля сыграет моя дочь — Александра Олексенко. Но основной актерский «костяк» остался прежним: Ткаченко, Станкевич, Петухов, Гончаров, Шах и я в роли Иля. Эту работу мы посвящаем своим прекрасным коллегам, которые, к сожалению, уже ушли от нас — Сергею Данченко, Нонне Копержинской и Николаю Заднипровскому.


Должен признаться, я не люблю юбилеев. Мне не нравится сидеть в кресле на сцене и слушать величальные речи. Но я рад, что, благодаря круглым датам, сумел вернуть на нашу театральную афишу «Визит старой дамы» — спектакль, который очень люблю.


***

Длинный список работ Степана Степановича в театре и кино впечатляет своим жанровым разнообразием: драма, комедия, фарс, трагедия.Олексенко обладает классической внешностью актера: высокий, стройный, красивый, с бархатным тембром голоса — настоящий положительный герой.

— Много лет в театре эксплуатировали мое тело, — вспоминает актер, — заставляя играть современных социальных героев. Я старался найти оттенки в «плакатных» персонажах в десятках пьес Корнейчука, Зарудного, Коломийца. Но когда Сергей Данченко начал репетиции чеховского «Дяди Вани», я, взглянув на распределение ролей: «Олексенко — Астров», не выдержал и пошел к режиссеру. «Сергей, ты знаешь мой потенциал, — сказал я, — я готов играть Войницкого». Видя мой напор, Данченко уступил, и я его не подвел. Спектакль у нас получился замечательный.

По своей натуре я неконфликтный человек, но не могу слепо подчиняться указаниям режиссера, а должен докопаться до сути роли. Например, «Трех сестер» в моем репертуаре могло бы и не быть. Я обожаю Чехова, и трактовка Андрея Жолдака поначалу меня просто шокировала. Причем здесь ГУЛАГ, Отечественная война? Я несколько раз порывался уйти. На репетициях у нас с режиссером чуть ли не до драки доходило. Разряжала ситуацию моя супруга Марина, тоже игравшая в этом спектакле. Работая над ролью Вершинина, я отталкивался от принципов Константина Станиславского, перечитал дневники Георгия Товстоногова периода работы над «Тремя сестрами». Я решил себя испытать — не заржавел ли? — и понять Жолдака. Увлекся работой, стало интересно поэкспериментировать. При этом я все же сыграл чеховский персонаж, но в предполагаемых режиссером обстоятельствах.


***

За свою сорокалетнюю творческую жизнь Степан Олексенко старался постепенно расширять свои профессиональные рамки. Его дебютной работой в театре им. И. Франко была роль Макара в пьесе Александра Корнейчука «Страница дневника». Именно на франковской сцене Олексенко сыграл свои лучшие роли: Дон Жуан в «Каменном госте», Михайло («Украденное счастье»), Валутто («Моя профессия — сеньор из высшего общества»), Сталинский («Грех»), Иль («Визит старой дамы»), Мастер («Мастер и Маргарита»), Кроль («Росмерсгольм»), Вершинин («Три сестры»), Глостер («Король Лир») и многие другие.

— То, что мы с Мариной после окончания Киевского театрального института оказались во франковской труппе, странный зигзаг судьбы, — говорит Степан Олексенко. — Еще студентами мы играли в театре русской драмы им. Л. Украинки, где нас уже считали «своими» и ждали окончания нашей учебы. И вдруг — на дипломном спектакле «Назар Стодоля» побывал тогдашний министр культуры Ростислав Бабийчук. Мы ему понравились, и он распорядился: «Супругов Олексенко направить в театр им. Ивана Франко». Мой педагог Леонид Артемович Олийнык ничем не мог помочь и, успокаивая, промолвил: «Будешь вторым Добровольским».

В 60-е годы в театре была рутина, публика на спектакли не ходила. И только с появлением Дмитрия Алексидзе началась интересная работа: «Антигона», «Патетическая соната», «Дон Сезар де Базан». Из Харькова приехала Светлана Коркошко, из Львова — Наталия Лотоцкая. В нашем театре стали делать ставку на молодых. В конце 70-х нашу труппу возглавил Сергей Владимирович Данченко, и театр занял ключевые позиции в культурной жизни Украины.


***

Впрочем, не все так гладко складывалось. Стоит вспомнить, что в актерской среде существует соперничество: кто первый премьер? В театре им И. Франко на это почетное звание претендовали и Богдан Ступка, и Валерий Ивченко, и Степан Олексенко. Но Сергей Владимирович дал возможность работать всем троим, не доводя до конфликтов, а направив актерские амбиции в творческое русло. И каждый занял свое почетное место в театре. А для публики это стало уникальной возможностью насладиться мастерством таких талантливых и неординарных личностей. Затем Ивченко ушел к Товстоногову в БДТ, в репертуаре Олексенко появился «Визит старой дамы», а у Ступки — «Тевье-Тевель» — спектакли, которые критики называют звездными в судьбах выдающихся артистов.

— Актер — единственная профессия, где постоянно хочется работать, — смеется С. Олексенко. — Без театра и кино я не мыслю своей жизни. И если долго нет новых ролей, начинаю «хиреть». В тридцать лет у меня вдруг началась депрессия. Мне казалось, что я ужасно стар. Это было вызвано творческой неудовлетворенностью. Кстати, невзгоды и страдания — обязательный атрибут моей профессии. Остаются рубцы на сердце, но это помогает в дальнейшей работе. В 42 года, играя дядю Ваню, в 47 чувствовавшего себя стариком, я делал искусственную седину и морщины. И вот теперь мне шестьдесят, но до сих пор живу без седины. На днях начал репетировать эзоповскую «Лису и виноград», должна получиться интересная философская работа.


***

Оглядываясь назад, уже с высоты нынешнего своего возраста, Олексенко считает, что, по большому счету, ему повезло. Прежде всего потому, что встретил свою настоящую любовь еще в студенческие годы. Супруга стала для него и музой, и партнершей, и ангелом- хранителем.

— Представляете, мы жили не просто по соседству, а на одной улице (Пушкинской), но познакомились в институте им. Карпенко-Карого, — вспоминает Степан Степанович. — Где-то полгода присматривались друг к другу. А любовь пришла весной. Мы с Мариной возвращались с фотопроб на киностудии им. А. Довженко. Вышли возле Владимирского собора. Пасха. Звонят колокола. И в этот момент что-то с нами произошло. Мы поняли, что не можем жить друг без друга. Свадьбу сыграли на втором курсе, и с тех пор не расстаемся. Между прочим, из-за женитьбы я даже хотел отказаться от роли Лаэрта в кинокартине «Гамлет». Летал из Киева в Москву каждую неделю, а в свободную минуту звонил жене по телефону.

С Григорием Михайловичем Козинцевым было очень интересно работать. Он стал моим первым кинорежиссером. Нам — актерам — давал абсолютную свободу самовыражения, но при этом добивался того, что задумал. Я попал в прекрасную компанию мастеров — Незванов, Толубеев. Они такие открытые и естественные в общении. Офелию играла Настя Вертинская (в ту пору десятиклассница, но за ее плечами был опыт фильмов «Алые паруса» и «Человек-амфибия»), Гамлета — Иннокентий Смоктуновский. Этот актер казался мне странным человеком. Стеной, которую невозможно пробить. Он жил в каком-то собственном мире, никого к себе не подпуская. Я увлекался рисованием и делал шаржи на коллег, а вот Смоктуновского так и не сумел изобразить. Наша совместная работа сильно на меня повлияла. Нет, я не копировал его, это невозможно. Смоктуновский — гений! Но считаю, что благодаря ему я научился психологически вживаться в роли.


***

Степан Степанович признался, что, несмотря на десятки ролей в кино, театр всегда был для него на первом месте. Он работал со многими партнершами, но самой лучшей называет Марину Константиновну. По стопам родителей пошла и их дочь Александра, выросшая за кулисами. Похоже, восьмилетний внук Костя продолжит актерскую династию. Сейчас он вместе с дедом играет в спектакле «Мастер и Маргарита». Еще крохой он заявил, что когда вырастет, станет актером и режиссером одновременно.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ