Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как воспитать театралов?

В Житомире поклонников Мельпомены учат сызмальства
18 мая, 2011 - 19:46
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Придя как-то на детский спектакль, который шел в Житомирском областном музыкально-драматическом театре им. И. Кочерги, я неожиданно оказался в эпицентре игры в... театралов. Двое ведущих рассказывали об «азах» лицедейства: один представлял комедию, другой — трагедию, оба одевали маски муз, известные со времен Древней Греции, предлагая повторить соответствующее настроение. А еще рассказывали детям, что такое спектакль, сцена, пьеса, кто такие актеры, как их приветствуют, кого называют драматургом, режиссером, когда появился театр в мире и в Житомире, в частности.

Дети живо реагировали, быстро втягивались в игру, старательно выполняли задания, отвечали на вопросы, вместе декламировали стихотворение «Наш театр — это хорошая сказка!». А наградой было присвоение почетного звания «театрал». Он хорошо знает заповеди вежливого поведения в зале, перед спектаклем выключает мобилку, не шумит, не жует, не мусорит, не грызет семечек (и все это тоже было изложено в стихотворениях). Считалку дети несколько раз повторили, а затем перед спектаклем маленьким зрителям предложили представить себя актерами. Желающим провели показательный урок: учили изображать определенные предметы и состояния: воздушные шарики, которые надуваются, сдуваются или лопаются, спасение от дождя, ловлю комаров, словом, кое-что из основ лицедейства. И, надо сказать, у многих детей это неплохо получалось, потому что они, в сущности, не играют, а непосредственно проявляют свое виденье мира, человеческих отношений, природных явлений. Как результат — маленькие театралы стали по-другому вести себя в театре.

Ныне в репертуаре театра девять спектаклей (это классические сказочные сюжеты Г.-Х. Андерсена, в том числе в интерпретации Е. Шварца), А. Толстого, А. Линдгрен, А. Волкова, других авторов. Причем большинство из них поставила художественный руководитель театра Наталия Тимошкина, и в спектаклях для детей заняты практически все артисты театра, в том числе ведущие мастера.

Инициатором активных форм работы с детворой является коммерческий директор театра Нина Рябенко: «Мы начали со встреч с детьми в школах, игровых развлекательных программ перед спектаклями с элементами пропаганды правил поведения и разъяснением, каким должен быть интеллигентный человек». А заведующая литературной частью Лариса Коваль (она является автором сценариев «Посвящение в театралы», «Играем в театр», других действ с детьми) добавила: «Сначала мы проводили конкурсы рисунков (а старшие дети писали сочинения) на темы любимых спектаклей и театральных героев. А следующим шагом станет знакомство детей с работой художников-декораторов, артистов балета, других людей, причастных к появлению спектаклей».

Например, с Троковицкой средней школой (Черняховский район) у театра сложились очень теплые отношения — артисты часто приезжают к детям, а школьники наперебой пытаются показать им свои актерские способности. Считаю, что житомирский мастер-класс по воспитанию будущих поклонников Мельпомены могли изучить и распространить коллеги из разных театров нашей страны.

Руководители театров из ближних к Житомиру областных центров неоднократно и публично выражали восхищение такими подходами. Говорит Наталия Ростова: «Если дети будут любить искусство — это будет большим шагом на пути к достойному будущему Украины».

Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День» Житомир
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ