Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Каневцы впервые слушали настоящую оперу

17 мая, 2000 - 00:00

Позапрошлогодние замечания в адрес организаторов международного фестиваля академической и современной музыки «Фарботоны» о неэффективности проведения такого масштабного действа в провинциальном городке оказались безосновательными. В этом году в третьем фестивале приняли участие пять композиторов, семь коллективов, 40 солистов. Среди них — народные и заслуженные артисты Украины, молодые виртуозы и совсем юные таланты. Президент фестиваля композитор Иван Тараненко рассчитывает, что в следующем году представительство будет еще мощнее. Это своего рода дань сердцевине украинской культуры, его людям. В течение четырех майских дней музыка в Каневе звучала по десять часов в день. Не многовато ли? — спрашиваю у Ивана Тараненко.

— Каждый день проходило в среднем четыре концерта по два — два с половиной часа каждый. В конце концов, суть не в арифметике. А в состоянии слушателей — жителей провинциального городка: учителей, лоточных продавцов, врачей, чиновников, безработных, детей, которых мы изменяем к лучшему. Еще на подходе к концертному залу они думали о суетном, были озабочены и порою злы. И вот раздаются первые аккорды — и глаза каневчан светлеют. Чего стоит такой факт: во время нынешнего фестиваля жители районного городка имели возможность впервые за последние сто лет послушать «вживую» настоящую оперу? Не арию или отдельный фрагмент, а всю — от начала до конца — оригинальную оперу Дмитрия Бортнянского «Сокол». И где? На Чернечей горе! А еще каневчане первыми в Украине услышали «Андалузские сцены» Джузеппе Турина, сюиту из балета Александра Глазунова «Времена года», трио для фортепьяно, флейты и фагота, написанное моим наставником, народным артистом Украины Геннадием Лятошенко на мое произведение «Семь ангелов с трубами». Эту премьеру показал интернациональный дуэт в составе ирландца Дермота Данна (баян) и португальца Луиша Андраде (виолончель). У них весьма напряженный график: они только что вернулись с фестиваля в Польше, где получили первую премию. А после Канева их ожидает конкурс в Германии. Кстати, этот оригинальный дуэт родился на прошлогодних «Фарботонах». Я преднамеренно менее акцентирую внимание на знаменитостях: певице Нине Матвиенко и гитаристе Энвере Измайлове, бандуристке Ларисе Дедюх и композиторе Лесе Дычко, скрипаче Вадиме Борисове и пианисте Юрии Коте. Их путь широк и ясен. А вот молодым и совсем юным участникам, надеюсь, именно «соседство» с вышеперечисленными мэтрами откроет дорогу к успеху.

В рамках фестиваля мы планируем уже в следующем году провести конкурс для молодых музыкантов. Среди ближайших задач — учреждение благотворительного фонда «Фарботоны», откуда можно было бы финансировать и саму организацию конкурса, и призовой фонд. Думаю, наши сегодняшние партнеры — компания «Трансроуд групп», второй раз выступающая генеральным спонсором «Фарботонов», — и здесь не останутся в стороне.

Во время фестиваля состоялась бесплатная передача старинного рояля, до сего времени принадлежавшего семье известного композитора Михаила Скорульского, во владение музея Тараса Шевченко. Его подарила внучка композитора, директор мемориального музея Николая Лысенко в Киеве Роксана Скорульская. За всю историю музея — это первый рояль. По словам Ивана Тараненко, который тут же исполнил на 105 – летнем инструменте импровизацию, рояль функционален, и ему вполне по силам оживить самые чарующие мелодии, в том числе на слова Великого Кобзаря.

Евгений БРУСЛИНОВСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ