Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Кардиналы» МОК чувствуют себя превосходно?

4 февраля, 1999 - 00:00

И хотя последний публично извинился перед общественностью и спортсменами за неблаговидные поступки своих коллег и обещал в ближайшее время осуществить ряд преобразований, этого, похоже, недостаточно. Многие в эти дни задаются вопросами: насколько глубоко пустила корни коррупция в олимпийское движение и смогут ли его руководящие органы самореформироваться. Несколько британских газет всесторонне освещают расследование принадлежности к взяточничеству еще трех высокопоставленных людей МОК — Луи Геранду Ндия из Кот-д’Ивуара, Ким Юн Йона из Южной Кореи, которого, кстати, прочат в будущие президенты и Виталия Смирнова из России. С последним в одной из них появилось даже интервью, в котором Смирнов подчеркнул, что за всю многолетнюю историю МОК по морально-этическим мотивам из него исключили только два человека. Ведь, по сути, только в последнее десятилетие обострилась конкуренция между городами за право проведения зимних и летних Игр. Раньше такого не было. Например, в 1976 году соперничали только Москва, Монреаль и Лос-Анджелес. Тогда выиграл Монреаль. Потом спорили Москва и Лос-Анджелес, которые с интервалом в четыре года приняли у себя олимпиады. А вот когда доходы от всемирных спортивных форумов стали большими, вероятные претенденты на их проведение стали искать различные подходы к убеждению членов МОК. Вот тут-то и появились злоупотребления в виде получения крупных сумм, различные земельные аферы и прочее. Так что проблема очищения комитета от нечистоплотных деятелей назрела давно и сегодня проводится в жизнь. Тем более, что Самаранч в эти дни принимает все меры, чтобы изменить и упростить всю систему определения мест проведения олимпиад. Чтобы меньше было расходов, не печатали рекламных книг, не устраивали выставок. Все это будет решено в марте на очередной сессии МОК, после которой появится комбинированная комиссия, члены которой, не принимая участия в голосовании, будут вести «вопрос об организаторах игр».

Точку зрения Виталия Смирнова, с которого еще не полностью снято обвинение о его причастности к нашумевшему скандалу, можно было бы назвать оптимистичной, если не принимать во внимание то, что он лицо все-таки заинтересованное. И мало кто из независимых обозревателей разделяет его спокойствие и невозмутимость, считая, что главный порок МОК кроется в отсутствии демократии, гласности и подотчетности. Отсюда идут и злоупотребления.

А вот что говорит известный британский журналист Эндрю Дженикс, который еще в 1992 году опубликовал книгу «Повелители колец», где приводил факты коррупции в МОК. А несколько позже написал еще одну, в которой приводил массу фактов нечистоплотности верхушки этого органа. В частности, он заметил: «Я был очень шокирован тем, что Самаранч был министром спорта в фашистском правительстве диктатора Франко в 1975 году, а сегодня этот человек возглавляет международное олимпийское движение — всеми нами любимые олимпийские игры. Дальше хуже: членов МОК никто не выбирает, их собственноручно назначает Самаранч. Вот и получается, что этим прекрасным начинанием руководит группа стариков правого толка. Растущая коммерциализация уже проявила себя на Олимпиаде 1984 года в Лос-Анджелесе. Чтобы не растерять спонсоров, комитет стал «закрывать глаза» на применение запрещенных допинговых препаратов, и были скрыты 9 случаев положительных результатов анализов. Иначе, это принизило бы ценность олимпийских игр у таких гигантов, как фирмы «Кока-Кола», «Кодак», «Панасоник», американской телекомпании NBC и других. А спортсмены показывали высокие результаты, ставили рекорды, что привлекало телевидение, а оно в свою очередь привлекало спонсоров, то есть шли большие взносы в казну МОК. Замечу, не на развитие большого спорта, а именно в казну МОК. Так что, по своей сути, я считаю эту организацию коррумпированной и без нынешних подарков, связанных с выбором мест проведения игр».

Как же все-таки становятся ее членами? В энциклопедическом словаре по физкультуре и спорту написано так: «Согласно устава его члены подбираются самим МОК». А вот в недавней статье американской газеты «Нью-Йорк Таймс» говорилось, что четкой процедуры для этого не существует. Горстка членов МОК — это президенты международных федераций в различных видах спорта и те, кто успешно зарекомендовал себя, работая в оргкомитете олимпийских игр. А вот израильтянина Алекса Гелаби сделали членом МОК за то, что он помог американскому каналу NBC в переговорах по получению прав на трансляцию игр. Почему Самаранч взял к себе Шамиля Тарпищева непонятно, разве за то, что он был личным тренером президента Ельцина по теннису, а позже — министром по спорту.

Единственные выборы путем тайного голосования проводятся в исполком МОК, и избираются туда на 4 года. В исполком входят президент, четыре вице-президента и десять членов, которые руководят работой МОК между сессиями. За прошедшие пять лет Самаранч увеличил количество членов МОК до 42 человек. Кроме спортивных администраторов среди них есть бизнесмены, адвокаты, четыре генерала из Африки и даже дочь королевы Великобритании принцесса Анна. Все они — формально добровольцы, никто, включая самого президента, не получает жалования — тратят деньги, связанные только с олимпийской работой. Многие считают эту структуру сильно закостеневшей. Как сказал один из членов МОК, ушедший в отставку, эта организация всегда выглядела как анахронизм, а ее сотрудники напоминают кардиналов в Ватикане — правительства сменяют друг друга, но это на них никак не отражается. И, похоже, этого установленного порядка в высоко уважаемом МОК в ближайшее время не изменить.

По материалам зарубежной печати подготовил Александр ГОНЧАРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ