Посещение выставок во время длительной пандемии становится действительно важным и актуальным действом для всех ценителей искусства, каждая новая экспозиция воспринимается как праздник, особенно - когда автор намеревался его устроить. Серия работ, посвященная Венеции в целом и карнавальному действу в частности, которую создала Ольга Петрова, это блестяще доказала. Причем - уже дважды!
Художница начала работу над этой серией весной 2020 года после путешествия по Италии. С тотальным локдауном их группа туристов разминулась буквально на два дня, успели вернуться домой. И уже здесь, вместе со всем миром Ольга Петрова наблюдала, как беззаботные дни маскарадов и торжественных процессий сменяются медицинскими масками и ощущением тотального бессилия. Для художницы работа над выставкой стала настоящим спасением: «В Киеве мой «Венецианский карнавал» начался в мастерской на двадцати пяти полотнах. Так продолжились воображаемые прогулки по городу «вечного праздника», который возродил Федерико Феллини. Работа над полотнами стала счастливым приключением вопреки ковиду 2020 года».
Как только весной этого года выставка была развешена в приветливом выставочном зале Национального музея «Киевская картинная галерея» и готовилось торжественное открытие проекта под названием «Венеция. Карнавал. Феллини» (куратор Елена Боримская), как в городе снова объявили локдаун. Несколько недель картины висели в опустевших залах. Сложилось так, что из-за напряженного выставочного графика экспозиция стала доступна публике буквально только на один день - 18 мая, в Международный день музеев. Но такого количества посетителей, которое поместил в тот день музей, сложно было ожидать. Вот так иронично сложились отношения серии работ, которая появилась из-за пандемии, с ее представлением публике в ходе очередных карантинных ограничений.
Владелец галереи «АВС-арт» (Киев, Глубочицкая, 32В) Михаил Поживанов настолько проникся экспозицией и духом карнавала, что пригласил выставку в собственные залы. Благодаря творческим усилиям арт-директора Аллы Маричевской посвященная Венеции довольно камерная серия совсем по-другому заговорила со зрителем в новой локации с лозунгом «Карнавал продолжается». Интересным дополнением выставки стали работы Ольги Петровой 1990-х годов, с которых в ее творчестве начиналась тема Арлекинов, маски и метафорического осмысления трагической комедии человеческого бытия. Это позволило выйти из измерения серии-впечатления на более глубокое понимание творчества Ольги Петровой и стимулировать поиск других смыслов ее живописных полотен.
В галерее АВС отметили: «Мы благодарны пани Ольге за возможность увидеть и почувствовать атмосферу Венецианского карнавала, воплощенную в ее работах, и пообщаться с художницей в истинном художественном обществе. Артистическое действо продолжается, побуждая задуматься о значении маски в истории мировой культуры... Каждая картина имеет свою энергетику и особую эмоцию, каждый образ по-разному откликается зрителям».
Творческое кредо Ольги Петровой - художественный идеализм, для нее цвет воплощает Бога как свет. Художница считает: физический аспект цветов проявляет идеальные сущности бытия человечества, поэтому цветопись является для нее единственно правильным путем к видению «духовным зрением».
Сложно говорить о каких-то отдельных работах, хотя многие из них заслуживают комментария. Именно серийность стала определяющей для передачи замысла автора, ведь каждое полотно, по сути, является кирпичиком, строящим целостное впечатление и передающим замысел-высказывания автора. Венеция предстает перед нами и в блеске масок, и в забрызганных грязью закоулочках с потрепанными стенами, и в банальных знаках-символах города, которыми являются гондолы, крылатый лев, узнаваемые абрисы мостов, и одновременно - в тициановской Ассунте, возвышающейся над водами Венеции. Осознание грандиозного культурного наследия, каковым именно является этот очень контрастный город, наваливается неустанной волной.
Выставка Ольги Петровой вызвала такой интерес, что ее пригласили с «гастролями» во Львов весной 2022 года, и мы снова скажем: «Карнавал продолжается».
Справка «ДНЯ»
Ольга Петрова - художник, искусствовед, доктор философии, член Национального союза художников Украины, заслуженный деятель искусств Украины (2006). Работает как художник, историк и критик искусства (автор пяти монографий и более 800 статей). Ее творческий метод как художника - экспрессионизм, метафоризм, нефигуративизм.
Работы хранятся в коллекциях Министерства культуры и искусств Украины, Национального союза художников Украины, художественных музеев Черновцов, Чернигова, Хмельницкого, Национального художественного музея Украины (Киев), Музея искусств Грузии, галерее «Ситракут» (Калькутта), музея «Яд-ва-Шем» (Иерусалим), Британского музея (Лондон), а также в частных коллекциях Киева, Москвы, Лондона, Ноттингема, Амстердама, Калькутты, Торонто, Будапешта, Осаки.