Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Картинки с телевыставки

Почему успехи отечественных спортсменов мы видим глазами зарубежных операторов
3 августа, 2000 - 00:00

Что вынуждает нас, переключая каналы телевизора, остановиться на чем-то одном? Я не имею в виду тот случай, когда мы сознательно ищем передачу, которую хотели бы посмотреть. Речь идет о потенциальном потребителе телепродукта, который в свободную минуту решил заглянуть, что там — «по ящику». На одном канале «говорящие головы», я их не знаю, пойдем дальше. На другом льются слезы дешевого сериала, также поищем дальше. Следующий канал демонстрирует хороший, но уж очень надоевший при сто первом просмотре классический кинофильм, и палец опять ищет кнопку. И так до тех пор, пока взгляд не остановится на удачном кадре, от которого невозможно сразу оторваться, не посмотрев, что будет дальше. Как правило, это или зарубежные новости, которые ретранслируются с нашим переводом, или незнакомый, опять же зарубежный, фильм, или спортивные соревнования, тоже зарубежные. На них, точнее на картинке из них, и остановимся. ГОЛЫ, ОЧКИ, СЕКУНДЫ

Надежды на то, что после развала Союза команды Украины выйдут на передовые спортивные позиции, не оправдались. Вместе с тем, не были правы и те, кто пророчил исчезновение украинского спорта с международной арены. Установилось достаточно справедливое равновесие, за которым отдельные украинские спортсмены и команды достойно выступают на крупнейших соревнованиях. Наши выглядят не хуже похожих на нас по человеческому потенциалу Польши, Испании, Италии, немного уступая россиянам, американцам и немцам, в то же время опережая остальные соседние государства, имеющие по одной-две спортивные звезды на всю страну. Нет необходимости подтверждать цифрами то, что Украина является вполне самодостаточным спортивным государством. Это можно знать и почти нельзя увидеть. Помню, как несколько лет назад остановил поиск в телевизоре на канале Евроспорт, где по кроссовой дистанции впереди арабов и африканцев несся блондин в синей майке. Англоязычный немецкий комментатор так и не смог вымолвить его фамилию, а титры в конце забега высветили напротив нашего знамени фамилию «Lebiak». Совсем скоро Сергей Лебедь (а это был именно он) вынудил весь спортивный мир верно произносить свою фамилию, войдя в элиту бегунов на длинные дистанции. Однако увидеть бег Сергея на экране отечественных каналов мне так и не удалось. Наше спортивное телевидение именно телевидением является только тогда, когда ведет трансляцию из-за границы. Что же касается соревнований, проходящих у нас, то наше ТВ остается радио, сообщающее только о «голах, очках, секундах». Сопроводительные сюжеты отечественных соревнований носят настолько универсальный характер, что могут использоваться по несколько лет подряд. Под скороговорку диктора несколько секунд пенится вода бассейна или толкутся на ковре борцы, после чего мы сразу видим пьедестал с победителями, того, кто награждает, и лично корреспондента (без этого — никак). Ясно, что ни борьба, ни плавание, ни кросс от такого показа более популярными не станут. О полном показе соревнований тех же лыжников, которыми заполнен зимний зарубежный телеэфир, и речи быть не может. И вот почему. ПОЧТИ ГОЛЫЙ КОРОЛЬ

Единственным видом спорта, за которым еще наблюдают телекамеры на наших стадионах, остался футбол. Еще бы — король спорта! Футбольные трансляции предопределены на успех везде, — так мы думали еще совсем недавно. Неожиданная интрига в отечественном футбольном чемпионате заставила присмотреться к телеэкранам. Что-то не то показалось глазу, развращенному трансляциями европейских чемпионатов и кубков. Так и есть — футбол с наших стадионов продолжают показывать так же, как во времена Шелеста-Щербицкого, т.е. двумя-тремя камерами, сводить «картинку» с которых режиссеры хронически не успевают. От напряжения начинают болеть глаза, и только навыки, приобретенные перед маленькими черно-белыми «Верховинами» 60-х, позволяют следить за игрой. Не по этой ли причине, а не из-за плохой игры наших команд, телевизионные продюсеры жалуются на низкий рейтинг отечественных телетрансляций? Действительно, когда футбол с европейских стадионов показывают двадцатью и более камерами, когда видишь каждый интересный эпизод в трех повторах с различных точек, когда эмоции игроков, тренеров и зрителей ежеминутно видны на весь экран удачно выхваченными планами, даже посредственная игра посредственных команд выглядит суперзрелищем. Такое зрелище не смогут испортить ни отдельные недостатки наших комментаторов, ни полное незнание нами того, кто с кем и за что играет. Когда же камера с высоты верхнего яруса нудно тянется за мячом и игроками, чьи действия, которые и так видно, добросовестно пересказывает комментатор, хочется быстрее узнать счет и переключиться на другой канал. Недаром же представители западных телекомпаний для трансляции из Киева везут с собой все, до последнего винтика, не доверяя отечественным телевизионщикам снимать телекартинку, за которую так много заплачено. Может, потому и кажется такой значительной бездна между киевским «Динамо» и другими нашими командами, что киевлян мы регулярно видим «глазами» зарубежных операторов и режиссеров? Есть подозрение, что показанный двадцатью камерами при соответствующем освещении поединок футболистов Кременчуга и Хмельницкого, выглядел бы не хуже отдельных матчей туповатой премьер-лиги, которыми регулярно кормят нас отечественные ТВ. НЕ ТАК ОНО И ДОРОГО

Уже слышу возражения телепродюсеров, которые начинают считать убытки от организации показа нашего футбола в соответствии с современными мировыми стандартами. Понятно, что удобнее нажать на кнопку и транслировать Италию. Всех проблем — подобрать нормального комментатора. Но действительно ли таким невероятно дорогим и невозможным является качественный показ украинских спортивных соревнований? Недавно телеэфир был заполнен очередным музыкальным фестивалем из Каховки, где тех камер было немеряно, и летали те камеры и сверху вниз, и слева направо, повинуясь воле их режиссера. Так есть, выходит, аппаратура. Остается подучить немного операторов, поскольку это только в нашей эстраде не обязательно успевать за движениями певца, открывающего рот под фонограмму. За спортсменом успеть труднее, но ведь можно, если есть чем. Просто обидно было за футболистов «Карпат», чью сенсационную победу над «Динамо» показали по ТВ настолько некачественно, что иногда оставалось только догадываться, что происходило на поле в те несколько секунд, когда оператор с режиссером разыскивали мяч. Так разве нельзя было бы в интересах здоровья нации забрать хотя бы одну современную «петеэску» (передвижную телестанцию) с демонстрации бесконечных пивных и водочных фестивалей на показ отечественного спорта, который этого пока заслуживает? Вместе со спонсорами забрать. Хочется же хорошей телекартинки не только из- за рубежа, но и со стадиона «Динамо».

КОММЕНТАРИИ

Власта ШОВКОВСКАЯ, редактор и ведущая телепрограммы «Вікна- спорт» (СТБ):

— Качество трансляции лишь тогда будет удовлетворительным, когда у нас появятся деньги для приобретения новой техники. Например, на УТ-1, транслирующем большую часть спортивных программ, технику покупали еще во времена Леонида Брежнева — ей уже, наверно, больше 20 лет. Поэтому, чтобы все было хорошо, чтоб мы радовались качественным спортивным телетрансляциям, нужны деньги на технику.

Другой момент — почему мы не показываем зарубежные соревнования, в которых принимают участие украинские спортсмены? Опять же — все упирается в деньги. Аккредитоваться можно на любое соревнование — во Франции, Италии, но где взять деньги, чтобы туда поехать. Ни Федерация бокса, ни Федерации баскетбола, фехтования, плавания за свой счет журналистов никогда не возят. Они сами с трудом собирают какие-то средства, чтобы повезти на зарубежные соревнования сборную Украины и там обеспечивать полноценное питание своих спортсменов. Возить за собой съемочную группу никто никогда не будет. Очень редко журналисты с того или иного канала едут за рубеж, когда руководство канала выделяет какие- то средства. Но подобная поездка во Францию, Германию, другие страны обходится приблизительно в 1000 долларов на человека. Отправить оператора и журналиста на трехдневные съемки зарубежных соревнований, чтобы показать о них нормальный сюжет в выпуске новостей — такое немногие могут себе позволить.

Алексей МАРГИЕВ, спортивный обозреватель «Нового канала»:

— Что касается показа украинских соревнований на отечественных телеканалах, одна из проблем заключается в том, что наши именитые спортсмены чаще выступают за границей и тренируются там большую часть времени, поэтому показывать их достаточно сложно. К тому же большинство украинских спортивных федераций в плане информирования СМИ о своей работе довольно инертны — мы не получаем от них оперативной качественной информации. Исключение составляют только Профессиональная футбольная лига и Федерация тенниса Украины.

Что касается трансляций, то мероприятия эти достаточно дорогостоящие. Потому говорить, что изначально качество наших трансляций плохое — неправильно. Качество, в данном случае, — это не кадровая проблема, а финансовая. Большинство украинских операторов, по моему мнению, ничем не уступает зарубежным коллегам. Хотя, конечно, существуют определенные технические проблемы — в некоторых зарубежных телекомпаниях работают на более современной аппаратуре, позволяющей делать «картинку» более насыщенной по цветам. Но говорить о том, что наши операторы работают хуже, чем зарубежные, я считаю, нельзя.

Подготовил Михаил МАЗУРИН, «День»

Николай НЕСЕНЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ