Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Картины из Нормандии увидят в Днепропетровске, а скульптуры украинского барокко - в Париже!

Посол Франции в Украине Ален Реми дал прием в Национальном художественном музее Украины
12 ноября, 2012 - 20:17
КАРТИНЫ ИЗ ФРАНЦУЗСКОГО РЕГИОНА НОРМАНДИЯ - ЭТО КОЛЛЕКЦИЯ РАБОТ, СОЗДАННАЯ ПО ИНИЦИАТИВЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ ЕЩЕ В НАЧАЛЕ 1990-х. ОНА ВКЛЮЧАЕТ КАК ПОЛОТНА РЯДОВЫХ ХУДОЖНИКОВ, ТАК И КАРТИНЫ ФРАНЦУЗСКИХ КЛАССИКОВ - ЖАНА-БАТИСТА-КАМИЛЯ КОРО И ГЮСТАВА КУРБЕ, А ТАКЖЕ ЕЩЕ БОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫХ МАСТЕРОВ, ХУДОЖНИКОВ ПЕРВОГО РЯДА: КЛОДА МОНЕ И ПЬЕРА-ОГЮСТА РЕНУАРА... НА ФОТО: «ПОД ТЕНТОМ НА ПЛЯЖЕ В БЛОНВИЛЕ», ЖАК ВИЙОН, ПРИМЕРНО 1906 г.
ПОСОЛ ФРАНЦИИ АЛЕН РЕМИ И ГОСТЬ ПРИЕМА ПАВЕЛ ГУДИМОВ - КОЛЛЕКЦИОНЕР, МУЗЫКАНТ, ОСНОВАТЕЛЬ КУЛЬТУРНОГО ХОЛДИНГА «ГУДИМОВ АРТ-ПРОЕКТ»
СПЕЦИАЛИСТЫ ОТМЕЧАЛИ, ЧТО ПОДБОРКА ПЕЙЗАЖЕЙ, НАТЮРМОРТОВ, КАРТИН ИЗ ЖИЗНИ НОРМАНДИИ, ВЫСТАВЛЕННЫХ В НАЦИОНАЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ УКРАИНЫ, МОГЛА СЛУЖИТЬ ХОРОШИМ ПОСОБИЕМ ДЛЯ НЕСЛОЖНОГО ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СТИЛЕЙ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЖИВОПИСИ. НА ФОТО: «ДОМИК В ФОНТЕН-ЛЯ-МАЛЛЕ», ЭМИЛЬ-ОТОН ФРИЕЗ, 1901 г.

Мероприятие было посвящено закрытию выставки «Нормандия в живописи» в нашей столице. Выставка в Киеве закрылась, а уже 15 ноября эту экспозицию можно будет увидеть в Днепропетровском художественном музее (она продлится до 13 января 2013 года). Напомним, в то же время 21 ноября в Париже стартует первая украинская художественная акция в Лувре (экспозиция работ украинского скульптора барокко XVIII в. Иоанна Георга Пинзеля, которая продлится до 25 февраля). Эти художественные события проходят под патронатом месье посла Алена Реми совместно с коллегами-дипломатами Франции и Украины.

- Эту выставку можно назвать путешественницей, - сказал Посол Франции в Украине Ален РЕМИ. - Первыми ее увидели во Львове, потом больше двух месяцев картины рассматривали киевляне, а вскоре экспозиция будет презентована в Днепропетровске. Нам очень приятно, что этот совместный проект Посольства Франции, Министерства культуры Украины, Французского института в Украине был поддержан Национальным музеем во Львове им. Андрея Шептицкого, Национальным художественным музеем Украины и Днепропетровским художественным музеем. Хочу поблагодарить также спонсоров, без которых эту выставку мы не смогли бы провести. Мне очень приятно сообщить, что скоро впервые парижане увидят в Лувре 27 работ выдающегося украинского скульптора Пинзеля. (Это экспонаты из Музея Пинзеля Львовской национальной галереи искусств, Тернопольского областного краеведческого и художественного музеев, Музея искусств Прикарпатья из Ивано-Франковска). Скульптуры Пинзеля из костела в с. Годовица (Львовская обл.), где работал мастер, а также из костела Кларисок. Кстати, внутренний вид костела в Годовице будет воспроизведен на экспозиции в Лувре. Я уверен, что такие совместные акции укрепляют отношения между нашими государствами. На протяжении сентября - октября и в начале ноября в залах НХМУ киевляне увидели произведения французских художников XIX - начал XX веков из коллекции под общим названием «Нормандия в живописи» (об этом резонансном художественном событии «День» уже писал). Нужно отметить, что все дни, когда работала экспозиция, киевляне и гости нашей столицы стояли в длиннющих очередях (по полтора - два часа!), чтобы увидеть произведения Клода Моне, Теодора Жерико, Камиля Коро, Огюста Ренуара и других (впервые, с конца 1970-х, в главном музее нашей страны демонстрировались картины этих мастеров). В коллекции было представлено 57 работ, написанных мастерами разных художественных направлений XIX века: реализм, романтизм, импрессионизм и постимпрессионизм.

Как рассказали «Дню» организаторы, коллекция «Нормандия в живописи» была основана в 1992 году по инициативе Регионального совета Нижней Нормандии. Впоследствии в коллекцию вошло около ста двадцати полотен, датированных 1750-1950 годами. Каждая картина (определенным образом) связана с Нормандией; на некоторых из них можно было увидеть эпизоды из жизни художников или места, где создавались картины.

- В СМИ прошла информация, что во Львове демонстрировалось 120 картин, а в Киеве и Днепропетровске показывают лишь 57, - уточнил «День» у генерального куратора коллекции Алена ТАПЬЕ, главного смотрителя Дворца изобразительных искусств города Лилль (Франция).

- Дело в том, что наша коллекция действительно состоит из 120 работ, но в Украину мы привезли 57, которые демонстрировали во Львове, Киеве и покажем в Днепропетровске, - объясняет Ален ТАПЬЕ. - Все наши картины не путешествуют, часть коллекции (время от времени) должна «отдохнуть». Мы постепенно обновляем экспозицию. Само название «Нормандия в живописи» говорит о том, что сборник представляет собой своеобразное путешествие по уголкам неповторимой страны, которой была Нормандия в XIX и в начале XX вв. Наша коллекция размещена в престижном месте - бывшем женском монастыре Аббатства Дам (Abbaye aux Dames), в котором расположен Региональный совет Нижней Нормандии, и который ежегодно посещают свыше 10 тысяч лиц. Во Львове сборник посмотрели 30 тысяч людей, а в Киеве 50 тысяч! Хотя устанавливать рекорды по количеству зрителей не является нашей целью. Для меня важна образовательная миссия, чтобы как можно более широкий круг людей ознакомить с живописью.

- Перед поездкой в Днепропетровск вы провели в Киеве две лекции. В Шоколадном домике выступали перед профессиональной аудиторией - музейными сотрудникам и студентам. А в «Книгарні Є» вторая встреча состоялась уже в форме диалога с массовой аудиторией. Речь шла о создании коллекции «Нормандия в живописи».

- Я много лет занимаюсь музейным делом и в качестве темы лекции выбрал рассказ о том, что нужно делать хранителю, как находить и беречь коллекцию. А вторая часть доклада - это шире рассказать об импрессионизме как о жанре, где художники черпали вдохновение и импрессионизм в живописи - в контексте французской культуры, в частности Нормандии.

Я уже третий раз в Киеве. Город урбанизирован и новые кварталы мне напоминают Вавилонску башню. Я не являюсь сторонником прямоугольного урбанизма. Киев должен сохранить свое «лицо». Особенно свою барочную красоту и идентичность. Мне кажется, что новые строения нужно осторожно строить, чтобы не разрушить старинный колорит вашей столицы. Не нужно повторять ошибки других стран, которые все старое выбрасывают и разрушают.

Я обязательно пойду в Лувр и посмотрю выставку Пинзеля. Работы этого выдающегося украинского скульптора очень интересны, у мастера особая манера, отличающая художника от других. Мне хочется, чтобы мы вместе с украинскими коллегам подумали о совместных творческих акциях на будущее и чтобы это было что-то грандиозное.

- Выставка не просто хорошая и достойная, она также очень своевременная, - считает и.о. генерального директора НХМУ Татьяна МИРОНОВА. - Семь месяцев назад я пришла работать в этот музей. Тогда не все киевляне знали музейный адрес, а когда проходила выставка «Нормандия в живописи», то и адрес узнали, и в очередях стояли, чтобы увидеть картины. И это меня очень радует. Мы не только выполнили, но и перевыполнили план по посещаемости (это тоже важно, потому что три последних года люди редко ходили в музей). Нужно отметить, что после выставки немало людей говорили, что открыли для себя «жемчужины» из фондов нашего музея. И это прекрасно, что киевляне и гости нашей столицы проявляют интерес к экспозиции именно Национального художественного музея Украины!

Татьяна ПОЛИЩУК, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ