Участники «Казацких забав» показали воспроизведенное искусство древних воинов, вызвав у гостей и посетителей невероятное восхищение. В программе фестиваля проводились мастер-классы специалистами боевого гопака, выступал казацкий конный театр, организована выставка-ярмарка продуктов пчеловодства и изделий народных художественных ремесел, конкурс казацкой песни, а также аттракционы для детей.
Искусство боевого гопака — воистину захватывающее зрелище. Энтузиасты дела приложили все усилия, чтобы эта казацкая традиция возродилась в наше время, нашла своих сторонников и вышла за рамки национальной. Президент Международной федерации боевого гопака, основатель стиля Владимир ПИЛАТ рассказал, что искусство боевого гопака — дело достаточно непростое, и, чтобы овладеть его техникой, не достаточно одного только умения:
— Настойчивым тренировкам предшествовала кропотливая исследовательская работа. Боевой гопак — это целая наука, которая воссоздает одну из доблестных страниц казацкой боевой славы. Человек должен, прежде всего, проникнуться духовной основой и истоками казацких обычаев, и только тогда сможет овладеть техникой этих уникальных боевых состязаний — мужества и чести.
— Из года в год ряды мастеров боевого гопака пополняются. Почти в каждой области созданы организации, где молодежь имеет возможность приобщиться к традициям казацкой доблести. В настоящее время овладеть боевым искусством желают не только ребята, но и девушки. Казацкие рои разновозрастные — от мальчиков и девочек 6—7 лет до юношей и девушек 16—17 лет и старше. Изучить это достаточно сложное искусство стремятся все больше желающих. В Фестивале участвовали около 160 детей и 15 инструкторов, которые проводили мастер-классы боевого гопака, — рассказал Владимир Пилат.
Форум проводится с целью популяризации древнего национального вида боевого искусства — боевого гопака, привлечения всех слоев населения к изучению и познанию украинской культуры, создания этнокультурной среды и организации семейного праздника в лучших украинских традициях.
Увидеть выступления мужественных, умелых воинов, и не увлечься этим зрелищем просто невозможно. Такая техника — это вам не какой-то хип-хоп или брейк: ни в какое сравнение не идет с нашим боевым гопаком. Поэтому в «шеренги воинов» выстроилось немало желающих.
Андрей БЕРЛИНСКИЙ, ройный Львовской организации боевого гопака:
— В нашем рое ребята в возрасте 7—17 лет и одна восьмилетняя девочка. Мы овладеваем техникой рукопашного боя и учимся драться на палках, саблях, цепами и серпами. Хотелось бы со временем владеть и другими видами оружия. Боевой гопак — это, прежде всего, искусство защищать себя. Его цель — честный поединок. Мы изучаем традиции украинского казачества и его боевую славу. А, научившись защищать себя, сможем стать на защиту своей Родины — Украины. Учиться боевому искусству к нам приезжают дети и подростки не только из нашего региона, но и из дальнего зарубежья, в частности, из Соединенных Штатов Америки, Канады, других стран.
Александр ЗАЙЧЕНКО, школа боевого гопака «Патриот», Ровенская область:
— Мы объединились совсем недавно. Школа основана в марте в честь Дня рождения Тараса Шевченко. Наши воспитанники разделены на две группы — старшую и младшую. За достаточно короткое время мы смогли достичь значительных успехов. Выступили в Открытом турнире по вольной борьбе и заняли ІІІ командное место (г. Ровно), также принимали участие в ІІІ Международном фестивале боевого гопака (г. Ровно) и стали его победителями. Наша цель — чтобы воспитанники школы развивались не только физически, а в первую очередь — духовно. Каждая тренировка у нас начинается и заканчивается молитвой. Читаем лекции, изучаем историю казачества. Воспитываем человеколюбие, а затем уже — бойцовские качества.
Пламенеют казацкие шлыки на Спивочем поле, будто маки во ржи. Выступают самодеятельные коллективы и профессиональные артисты. Собравшиеся слушали группу «Вольница» (м. Киев), выступление Анатолия Паламаренко и Олега Кульчицкого (исполнителя в стиле classic folk modern), который приехал со своей аппаратурой и оборудованием и многих других. На фестивале состоялась презентация второго дополненного издания книги «Боевой гопак».
— Все желающие могли состязаться на саблях, пострелять из лука. Имели возможность попробовать вылепить игрушку из глины. Мы предусмотрели формат семейного праздника в духе украинских традиций. Дети катались на лошадях, развлекались на аттракционах, — рассказал директор фестиваля «Казацкие забавы» Николай СЕМЧЕНКО.
Выставка-ярмарка привлекала посетителей своим неповторимым колоритом и разнообразием. Изделия народных умельцев — это настоящие произведения искусства: то ли кузнечное ремесло, или гончарство, изделия из дерева. А о вышивках нечего уже и говорить! Удивляешься, что человеческие руки способны создать такую красоту. Работы народных мастеров — это не просто товары для потребления. Каждая из них раскрывает глубины народного искусства, потому что несет в себе символику, которая насчитывает тысячелетия.
Народный мастер Иван ПРИХОДЬКО из села Дударки (Бориспольский р-н, Киевская обл.) поведал о своих деревянных диво-птицах и сказочных чудесных лошадках:
— Вырезаю свои изделия из ивы, потому что она имеет мощную позитивную энергетику. Животворную силу усиливает мудрое сочетание цветов, символика которых использовалась еще во времена трипольской культуры. Комбинирование теплых и холодных тонов предопределяет физическое движение (жизнь) этих птиц-голубей, которых в давние времена подвешивали над детской колыбелью, а в современной квартире их можно расположить в любом месте — в жилище всегда будет позитивная энергетика. Работая с деревом, вырабатываю свой ритм, роспись, продолжая традиции таких выдающихся мастеров как Мария Приймаченко и Ганна Собачко, которых считаю своими учителями. Сказочные лошадки интересны не только детям. Изделия излучают столько позитивной энергетики (даже теплые на ощупь), что могут служить в качестве оберегов.
Всех желающих угощали казацкими кулешом — ритуально-магическим кушаньем по рецептам из разных регионов Украины (основатель и директор «Музею козацьких страв» Александр Кочубей). Всего на празднике побывало около 10 тыс. человек, которые отдохнули душой и прониклись особенной атмосферой общего подъема, — еще живет рыцарство в Украине и жить будет!