Они знают не понаслышке, что такое морские приключения, и любовь к Родине. Практически двадцать лет львовские казаки бороздят морские просторы на точных копиях «чаек» и рекламируют украинскую культуру далеко за приделами нашего государства. Однако в самой Украине они не всегда находят понимание, регулярно сталкиваясь с бюрократией и элементарным неуважением. Но для настоящих моряков — это не причина, чтобы падать духом. На этот раз казаки решили покорить Америку и отправились в поход.
С МИРУ ПО НИТКЕ — КАЗАКУ «ЧАЙКА»
Ныне львовских казаков иначе, как «матерыми моряками» не назовешь. Они, путешествуя на «чайке» по Средиземноморью, побывали в каждой приморской европейской стране, имеют в своем запасе массу интересных баек... А началось все с того, что в 1991 году члены товарищества «Кіш» решили воссоздать казацкую «чайку». Корабль получил название «Пресвятая Покрова» и отправился с экспедицией в Барселону. Правда, казаки добирались до намеченного пункта лишь... десять лет спустя. Бороздя морские просторы Европы, путешественники останавливались в разных городах, открывали многочисленные фестивали, участвовали и становились призерами различных регат. А последние несколько лет и вовсе перестали возвращаться в Украину на зимовку, предпочитая холодным украинским зимам тепло и море Шербурга, Сан-Тропе и Менорки. Жили прямо на корабле, питались рыбой. Кто-то делал косметический ремонт парусников, кто-то чинил дома. Например, Роман Рось вместе с уличными музыкантами играл на скрипке, а в перерывах между концертами подстригал эвкалипты.
Но, несмотря на такой способ жизни, казаки пользовались большим успехом у местного населения. Однажды в Афинах, где казаки остановились всего на один день, удивленный старинным судном капитан порта, арестовал «чайку» на три дня... Вскоре на палубе корабля не было отбоя от туристов и детей, которых приводили, как на экскурсию в музей. Не пропустил такое событие и мэр города, который лично приветствовал казаков.
Как-то возвращаясь из очередного похода, казаки задумали совершить еще более опасное путешествие — через Атлантический океан. Но у товарищества «Кіш» были свои планы на «Пресвятую Покрову». Роману Росю и Мирону Гуменецкому, который четыре года был капитаном чайки, ничего другого не оставалось, как построить собственное судно и воплотить задуманное самостоятельно.
Новый корабль должен был быть более совершенным, максимально быстрым и вместительным. И при этом оставаться точной копией казацкой «чайки», первого военного корабля Украины XVI века. Чертежей суден, ходивших четыреста с лишним лет назад, естественно, не сохранилось. Единственным источником информации послужили раздобытые в питерских музеях детальные описания кораблей.
Спонсоров, готовых пожертвовать немалую сумму для воплощения проекта, казакам так и не удалось найти. Зато к работе подключились многочисленные друзья и знакомые. Кто-то приносил с собой материалы и инструменты для строительства. Кто-то просто не жалел своего времени, и часами корпел над тем чтобы воссоздать каждую деталь максимально схожую с прототипом. Казаки даже заказали пушки и ядра на львовской Керамико-скульптурной фабрике. А на носу корабля установили голову казака Мамая. Правда, «чайку» пришлось несколько модернизировать, и установить электродвигатель. Без него, говорят казаки, корабль просто не впустили ни в один порт.
КАК КАЗАКИ НА ГРУЗИЮ ХОДИЛИ
Худо-бедно шедевр казацкого кораблестроения завершили только через три года. За это время казаки оформили свою организацию, как фонд развития «Витоки» и пригласили в команду продюсера-организатора Юрия Червинского. Испытать новую «чайку» команда решила походом в Грузию.
Из тридцати энтузиастов, строивших судно, в плаванье отправилось двенадцать самых активных. Брак опыта эта команда компенсировала жесткой дисциплиной. «В старинные времена казаку было достаточно ослушаться приказания капитана, как он тут же оказывался за бортом», — рассказывает Юрий Червинский. Может быть, благодаря этому команда преодолела весь путь из Украины в Грузию и обратно, выдержав пятибалльный шторм, без неприятных приключений.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ «ЧАЙКОГРУЗ»
На праздник по случаю возращения «Спаса» не явился никто из представителей киевской власти... Позже за стоянку «чайки», которая является сама по себе экспонатом, в Балаклавском музее военной морской истории потребовали плату. «Подобные ситуации возникают достаточно часто», — рассказывает Юрий Червинский. Но настоящие проблемы у казаков появились, когда они объявили о своих намереньях пересечь Атлантический океан. Дело в том, что для суден, покидающих украинскую акваторию, существует целый реестр правил, норм и стандартов. Пока казаки плавали в Черном море на несоответствие «чайки» этим нормам, закрывали глаза. Но отпустить судно в Атлантическую экспедицию, чиновники отказались наотрез. Более того оказалось, что корабль вообще нельзя выпускать из порта. К слову, из-за этого демарша казаки пропустили регату Atlantic Race Cruise. Шанс распутать бюрократическую путаницу появился в прошлом году во время парада военно-морских сил в Севастополе. Тогда на борт «Спаса» поднялся Президент Виктор Ющенко. Ему понравились идеи казаков, и он обещал всячески содействовать им. В итоге была создана рабочая группа из пяти разных министерств, которая должна найти выход из этой ситуации.
... Ныне с высоты собственного опыта казакам стало ясно, почему во время походов им практически не встречались корабли в украинских водах. «Это одиночество было еще страшнее, чем любой шторм. Украина — морское государство с потенциалом. Но судна не любят к нам заходить из-за запутанной системы и непонятных законов», — рассказывает Юрий.
АТЛАНТИЧЕСКИЕ СКИТАНИЯ
— Есть свидетельство, что наши предки путешествовали не только по Черному морю, но и Средиземному. Мы хотим проверить могли ли они пойти дальше — к океану, — рассказывает Юрий Червинский. Выход «Спаса» прошел с острова Хортица. Затем украинцы побывают во Франции на фестивале старинных кораблей, а далее через Канарские острова, Барбадос, Кубу, Ямайку доберутся в конечный пункт направления — Чикаго. Проект «Казацкая Атлантика» займет больше года. Все это время моряки будут под чутким наблюдением телекамер, и впоследствии станут героями документального фильма. По предварительным подсчетам атлантическая экспедиция казаков обойдется в полмиллиона долларов.
— Мы хотим создать единую ассоциацию исторических кораблей Украины, и заняться строительством новых «чаек», — подчеркнул Юрий Червинский. Толи в шутку, толи всерьез казаки рассказывают своей мечте построить, как можно больше «чаек». Чтобы украинский флот, как в казацкие времена, выходил в море в составе 300 суден.