Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Керамика и живопись Мастера

Во Львове демонстрируют «Следы времени» памяти Зеновия Флинты
18 апреля, 2018 - 15:18

В экспозиции, представленной в арт-галерее «Велес», — керамические и живописные произвения Мастера. Зеновий Флинта (1935—1988) родился в селе Токи в Подволочисском районе на Тернопольщине. Художественным ремеслом овладевал во Львове — в Художественном училище им. Ивана Труша и Институте прикладного и декоративного искусства (кафедра художественной керамики). Во время учебы много экспериментировал с формой, объемом, плоскостью, стремясь применить в керамике графические и живописные приемы, а в живописи и рисунке — скульптурные. А среди педагогов будущего заслуженного художника Украины были такие незаурядные личности, как Роман Сельский и Карло Звиринский, которые учили Флинту основам живописи.

Впоследствии Зеновий Флинта более 10 лет преподавал в альма-матер на кафедре художественной керамики. В то же время активно участвовал в выставках — как в Украине, так и за рубежом.

«Массив формальных студий Зеновия Флинты является одновременно не только «дневником» экспериментов самого художника, но и собственно «дневником» времени творческого нонконформизма 1960-х с его поисками способов противостояния тотальной литературе соцреализма через эстетику модернизма, — указано в аннотации к выставке. — Стремление создать «чистый язык» живописной и пластической формы объединяет художника с художественными поисками тогдашнего европейского искусства, подтверждая тезис, что свободное развитие идей программируют не политические доктрины, а время».

Организаторы ретропоказа «Следы времени» в «Велесе» отмечают, что с середины 1970-х Зеновий Флинта стал одним из лидеров художественного процесса во Львове. А еще его считали неутомимым экспериментатором и последовательным нонконформистом, который, как и его друзья Олег Минько, Любомир Медвидь и Иван Марчук, оказывал большое влияние на формирование мировоззренческих позиций следующих поколений творцов.

Организовала нынешнюю экспозицию в «Велесе» дочь Мастера — Ирина Данилив-Флинта (также, к слову, деятель искусства — мастер художественного текстиля, заслуженный художник Украины), предоставив для демонстрации работы отца 1960—1980 годов. «На выставке мы показали целую группу декоративных масок — это скрытый вертеп. Это мы уже позже, когда можно было, их назвали «Чертик», «Жид», «Коза». Сами знаете, как это было: никто не мог эти вещи называть своими именами», — говорит Ирина Данилив-Флинта. И добавляет, что все предметы в показе — из семейного собрания, и некоторые из них экспонировались более 50 лет тому назад, а некоторые не выставлялись  вообще.

Поразмышлять в арт-пространстве «Велес» над произведениями Зеновия Флинты успеют все желающие — экспозиция «По следам времени» будет развернута на ул. Фредра, 4а до 9 мая.

Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов. Фото Андрея КУБЯКА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ