Уже пять лет мировая музыкальная критика ищет стилистические и жанровые определения для группы Gogol Bordello, организованной в Нью- Йорке экс-киевлянином Женей Гудзем: изобретает понятия «этно-панк» или «украинско-цыганское панк-кабаре», называет выступления группы музыкальными перформенсами, размышляет о сюрреализме и дадаизме. The New York Times писала о Гудзе так: «На первый взгляд он скорее похож на уличного музыканта или воинственного интеллектуала времен какой-нибудь революции. Однако на сцене становится ясна сила его харизмы. Он делает бесстрашные выпады, забирается на рискованную высоту сценического оборудования и театрально исполняет сатиричные политические скетчи в разнообразных артистичных нарядах и без них. Игги Поп встретил Кафку».
Тем временем круг поклонников этой довольно многочисленной команды американских музыкантов — эмигрантов из Восточной Европы — растет за счет представителей социальных групп, казалось бы, не пересекающихся в эстетических потребностях. Интеллектуально рафинированные кураторы и критики современного искусства, экстравагантная публика парижских показов мод с не меньшей готовностью, чем наивно- грозные панки-тинэйджеры из рабочих районов забывают о всяких условностях под энергетическим шквалом концертов Gogol Bordello — не задумываясь, как же эту музыку классифицировать.
Сам Евгений Гудзь какого- либо значения классификации не придает вовсе. Но для него имеет значение момент культурной идентификации: в американском обществе он органично ощущает себя диаспорийцем, представителем Украины и Восточной Европы вообще — с ее уникальной ментальностью и культурным наследием. И в хулиганской интерпретации лидера Gogol Bordello они узнаваемы.
Выпустив в этом году свой второй альбом — «Multi Kontra Kulti» — Гудзь и компания представляют его двумя большими турами: уже прошедшим по Северной Америке и продолжающимся по Европе. После концерта в киевском ночном клубе «Утюги» музыканты интернациональной команды Гудзя на 14 дней остались на его исторической родине. Украина стала не просто одним из пунктов европейского турне Gogol Bordello, но и местом завершения его первого этапа, охватившего Испанию, Австрию, Германию, Италию, Чехию, Швейцарию, Боснию, Хорватию и Данию. После украинских каникул 18 июля группа выступила в известной в мире актуального искусства Лондонской галерее «Tate Modern», затем тур продолжится снова в Германии, Швеции и в Словении.
Евгений Гудзь говорит: «Турне «Alkogolimpics», что можно перевести с английского как Алкоолимпиада, естественно посвящается пятисотлетию водки. Эта славная историческая дата подвернулась как нельзя вовремя. Во-первых, в наше время политического накала желание оторваться на совсем не политическую тему сильно возрастает. Во-вторых, это спасает нас от бесконечных политических вопросов в интервью. И наконец, в-третьих, после пятого тура мы научились, как всегда с огромным опозданием, что пить много и оставаться при этом в олимпийской форме можно только посредством водки». Естественно, спонсорами нынешнего турне Gogol Bordello в разных странах выступают известные водочные марки — везде, кроме Украины. Здесь концерт был организован силами независимого медиа-лэйбла «Thermos Records». Их сотрудничество с Gogol Bordello обещает продолжиться осенью выходом в Украине лицензионного диска «Multi Kontra Kulti». Во время своего пребывания в Киеве Евгений Гудзь также работал над новым музыкальным материалом в сотрудничестве с ди-джеем Дербастлером и другими украинскими музыкантами.
Немаловажно, что появление на украинском музыкальном рынке лицензионного продукта Gogol Bordello будет сопровождаться новым концертом группы — в рамках ее осеннего турне по странам СНГ и Прибалтики.
«Феномен Gogol Bordello заключается прежде всего в живых выступлениях. Именно на концертах раскрывается настоящая мощь группы — это чуть ли не театрализованные постановки со звуковым рядом, напоминающим плод космической любви восточноевропейских ресторанных ансамблей и экстремальных нойз-музыкантов, работающих с шумовыми эффектами, — говорит критик современной музыки Евгений Минко. — Цунами шоу Gogol Bordello способно ввергнуть аудиторию в форменную истерию. Евгений Гудзь не стесняется прибегать и к элементарным техническим приемам — например, поцеловать в макушку одного из зрителей, чтобы тот расшевелился и плясал уже до конца выступления. Живые выступления Gogol Bordello не предполагают никаких оценок в самом процессе, да и меньше всего нуждаются в одобрении.
Осенний концерт нью-йоркских этно-панков на родине их лидера и идеолога планируется в помещении Киевского цирка.