По столичной традиции в Международный день театра состоялась церемония награждения лучших деятелей искусства премией «Киевская пектораль», во время которой были отмечены лучшие театральные работы 2008 года. «Золотые» статуэтки вручены, но немало вопросов осталось. Судя по результатам, мнение членов оргкомитета, критиков и экспертов не было единогласным, и поэтому, чтобы долго не спорить, они приняли «соломоново» решение и задействовали простую арифметику: кто набрал больше всего голосов, тот и победил в номинации.
Например, известный театральный критик Виталий Жежера, который входит в экспертную группу с самого начала существования «Пекторали», говорит: «Каждый раз удивляюсь непредсказуемости коллективного мнения. Например, в свое время казалось невероятным, что не прошел даже в претенденты уникальный спектакль Театра на Левом берегу Днепра режиссера А. Лисовца «Бес... конечное путешествие». А в прошлом году не заметили ошеломляющего Ярослава Гаврилюка в спектакле «Обычная история» в Молодом театре! Интересно, что совпадение мнений не удивляет и не кажется непонятным. А вот по некоторым законам выходит разногласие (или «не замечание») — один Бог знает, а я не знаю и не берусь судить... Меня в этом году взволновало отсутствие в списке (в пятерке номинантов) спектаклей Театра им. И. Франко «Божья слеза» и «Легенда о Фаусте». Не заметили мои коллеги блестящих актерских работ Леся Сердюка и Богдана Ступки, а также Максима Максимюка в роли Романа в спектакле «Сто тысяч» (Театр на Подоле). А среди актрис — прекрасные образы, созданные Натальей Сумской (Одарка «Задунаец за порогом» театральной компании «Бенюк — Хостикоев»), Верой Мазур (Ангел в «Вертепе» Театра на Подоле) и Любовью Кубюк («Божья слеза»)... У меня нет вопросов к победителям — они молодцы, но есть вопрос к «не заметившим»... И в этом главная проблема «Киевской пекторали»!
Нужно заметить, что уменьшение количества номинаций (10 вместо 13) и качество самой церемонии (без лишнего пафоса и торжественности) свидетельствовали о «режиме экономии». Вместе с тем общее настроение праздника было сохранено, в частности благодаря остроумному конферансу ведущих — актеров-франковцев Леся Заднипровского и его партнерши Людмилы Смородиной.
ОСТРОВСКИЙ НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ ДНЕПРА
Главную победу (в номинациях «За лучшую режиссерскую работу» и «За лучший драматический спектакль») получил спектакль «Не все коту масленица» в постановке Алексея Лисовца (Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра). В этой пьесе все недостатки человеческого естества, так целостно и метко описанные Александром Островским, зазвучали на сцене театра с особенной актуальностью. А основной из них — стремление к обогащению любой ценой: пренебрегая моральными законами и личностными убеждениями. Динамика спектакля Лисовца, где сцены-эпизоды сменяются, словно кинематографические кадры, нанизываясь на основную социально-философскую идею драматурга и режиссера, не оставила равнодушными не только зрителей, но и специалистов театрального дела. Кроме того, музыкально-визуальное оформление (кстати, музыка и сценография тоже вошли в тройку номинантов) помогли создать блестящую, несколько ироническую историю о человеческой жизни — правдивой, непредсказуемой и... довольно зрелищной. Стоит вспомнить хотя бы центральный сценографический элемент — большую качающуюся колыбель. «Не все коту масленица» — это спектакль-игра с огромным количеством актерских и сугубо постановочных трюков, апеллирующий именно к современному зрителю.
ПОБЕДА ЭДИТ
Еще одним спектаклем, который не только неоднократно назывался во время церемонии вручения премии «Киевская пектораль», но и получил две основных «музыкальных» премии («За лучшую музыкальную концепцию спектакля» и «За лучший музыкальный спектакль») стал мюзикл «Эдит Пиаф. Жизнь в кредит», поставленный на сцене Театра им. И. Франко (режиссер — Игорь Афанасьев, музыка — Виктория Васалатий). Несмотря на довольно осторожное отношение как режиссеров, так и зрителя к жанру мюзикла на украинской сцене, спектаклю о судьбе «парижского воробышка» Эдит Пиаф сразу после его выхода пророчили «пектораль». Благодарный сюжет (несмотря на его чрезмерную популярность даже в пределах столицы), имя известного поэта и драматурга Юрия Рыбчинского — все это сработало в пользу этого сценического произведения. Пророчества осуществились, и недаром: история гениальной певицы, которая, выбравшись, казалось бы, из самого ада, пережив боль утрат, череду несправедливостей, надлом собственной души, добралась до настоящего музыкального Олимпа; гимн воле, таланту и настоящему искусству, кажется, не могли не принести победу.
МОЛОДОСТЬ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПРОВОКАЦИОННОСТЬ
Вручая статуэтку актеру Нового драматического театра на Печерске Игорю Рубашкину в номинации «За лучшее исполнение мужской роли» (Дидро, спектакль «Распутник»), актриса Наталия Сумская отметила, что победила молодость. И это действительно так, если говорить о молодом и довольно перспективном Игоре Рубашкине, у которого, кстати, уже есть «свой» зритель. А еще, бесспорно, победила современная драматургия (как известно, произведения Э.-Э. Шмитта сегодня достаточно популярны) и новые режиссерские решения, реализованные на сцене театра на Печерске. Ведь спектакль «Распутник» также стал лауреатом в номинации «За лучший камерный спектакль». Кстати, незадолго до «пекторальной» церемонии этот же спектакль, и опять же Игорь Рубашкин отмечены еще одной премией — «Бронек» (основанной известным педагогом и театроведом В. Заболотной, см. «День» №38). А следовательно, в данном случае единодушие мнения театральных критиков столицы непререкаемо.
Кроме того, «Киевскую пектораль» получили:
в номинации «За лучший детский спектакль» — спектакль «Полианна», Киевский государственный академический театр юного зрителя на Липках;
в номинации «За лучшее исполнение женской роли» — Надежда Кондратовская, Мисс Леттис Дуффе, «Леттис и Лавидж», Киевская академическая мастерская театрального искусства «Сузір’я»;
в номинации «За лучшую сценографию» — Мария Погребняк, «Легенда о Фаусте», Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко;
в номинации «За лучший дебют» — Ксения Холоднякова, режиссура спектакля «Дни пролетают со свистом», Киевский государственный академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра.
В последние годы «Киевская пектораль» утратила тот блеск, который у нее был сначала. Пора что-то кардинально менять. Об этом — в комментариях «Дня».
КОММЕНТАРИИ
Алексей ЛИСОВЕЦ, режиссер Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра, получивший на «Киевской пекторали» две самые престижные премии — за «Лучший драматический спектакль» и за «Лучшую режиссерскую работу»:
— Должен признаться, чем старше я становлюсь, тем больше понимаю правильность мысли, что соревнование в искусстве совершенно бесперспективно. Я не видел работу Д. Богомазова (спектакль «Сладких снов, Ричард» (укр. «Солодких снів, Ричарде) на «Вільній сцені», которая тоже номинировалась), но если Дима сделал музыкальный спектакль на камерной сцене, то уверен на 100%, что это событие. Обязательно схожу и посмотрю его постановку. Однако сравнивать его спектакль с моим нельзя: у меня постановка на большой, а у Богомазова — на малой сцене, и в самом моменте сличения, сравнения уже есть некая каверза. Мне, конечно, приятно, что спектакль «Не все коту масленица» (укр. «Не все котові масляна») получил награду. И это награда не только мне, а всему нашему коллективу, принявшему участие в постановке, и родному театру. Для меня Театр драмы и комедии — дом, где тепло, где уютно, где друг друга все любят и гордятся друг другом (артисты должны гордиться своим режиссером, руководством, репертуаром, представителями всех цехов, создающими спектакли). А иначе репертуарному театру трудно выжить в нынешних довольно непростых экономических условиях.
За 17 лет существования у «Пекторали» были разные периоды. В последние годы эту театральную премию многие критикуют, говорят, что нужно изменять. Все это так, но нынче сложно кардинально менять правила из-за финансовых проблем. Если брать опыт соседей, россиян, то их «Золотая маска» — это фестиваль. Организаторы и эксперты смотрят все театральные постановки огромной страны, а затем привозят лучшие в Москву, чтобы критики и публика посмотрели, проанализировали и определили победителей. Такой подход очень правильный, но и очень затратный в денежном плане. Нам в Украине сегодня такой высокобюджетный творческий проект невозможно поднять, но идея сама по себе замечательная, и, возможно, когда экономический кризис отойдет в прошлое, к такой модели придет и «Киевская пектораль».
Должен признаться, что когда я впервые получил «Пектораль» за спектакль «Ромео и Джульетта», то больше волновался. Тот мой спектакль заканчивался православной молитвой (недавно я получил позволение от церкви, что со сцены звучит молитва «О детях») — и может, именно это повлияло... В «Ромео...» было очень много личного. Тот спектакль о любви, Боге, друзьях, врагах, ревности, судьбе. А в «Не все коту...» более локальная постановка, но и в нее тоже вложено много души, и, возможно, именно это привлекает публику — обе постановки идут в нашем театре с аншлагами.
Анатолий ХОСТИКОЕВ, актер и режиссер Театра им. И. Франко и театральной компании «Бенюк — Хостикоев»:
— Я уверен, что в нашей стране есть масса очень интересных постановок, но в столице о них не знают, поэтому было бы замечательно расширить границы «Киевской пекторали» на всю Украину. Нам уже нужна государственная (всеукраинская) театральная премия. Это даст стимул творить, анализировать, сравнивать и понимать, куда ныне идет театр. Ведь сегодня «Киевская пектораль» не просто пробуксовывает, а мы уже выросли из ее рамок. Год за годом видим одни и те же коллективы, режиссеров и актеров, получающих награды, и у многих уже даже нет желания выдвигаться на эту премию. Например, у меня есть три «Пекторали», у Натальи Сумской — две... А по каким критериям в этом году шел отбор номинантов? Интересно, почему эксперты не заметили прекрасные актерские работы Натальи Сумской (Кайдашихи из «Кайдашевой семьи» Театра им. И. Франко или Одарки «Задунаец за порогом» компании «Бенюк — Хостикоев»)? Я уверен, что эти роли достойны не только «Пекторали». За них голосуют зрители, и все эти спектакли проходят с аншлагами. Я сейчас говорю о Сумской не как о своей жене, а как о замечательной актрисе. Мне непонятно, почему ни одна постановка Национальной оперы Украины, Театра оперетты, Киевского театра оперы и балета для детей или «Киев модерн-балет» не вошла в тройку номинантов как «Лучший музыкальный спектакль»? Я искренне рад, что спектакль «Эдит Пиаф. Жизнь в кредит» (моего родного театра им. И. Франко) получил две «Пекторали»: за «Лучшую музыкальную концепцию» и как «Лучший музыкальный спектакль» — композитор и исполнительница главной роли Виктория Васалатий. Но ведь следует различать постановки в драматическом и музыкальном театрах... Думаю, что оргкомитету стоит над этим подумать и в следующем году, определяя номинантов, вводить более четкие критерии отбора. Подняв статус премии до всеукраинской, мы поднимем и ее планку.