Уже в девятый раз известный аккордеонист встречает свой день рождения концертом. В этот вечер солисту исполнилось 40 лет… В это трудно поверить — уж очень Завадский молодой, активный и непосредственный, а энергии хватает на такое количество концертов, которое не каждому исполнителю под силу: за праздничным вечером немедленно следуют ещё три.
Заслуженный артист Украины, лауреат международных конкурсов аккордеонистов и первый украинский аккордеонист, который попал в Книгу рекордов Гиннесса, Игорь Завадский родился в городе Инта на севере России. Музыкальную школу закончил в Запорожье, куда в 1978 году переехал вместе с родителями. С отличием окончил Запорожское государственное музыкальное училище, в 1991 г. — Киевскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, некоторое время спустя — исполнительскую аспирантуру. Завадский преподавал в Киевском Национальном университете культуры и искусств, а ныне — солист Полтавской областной филармонии, успешно выступает во многих странах мира. Музыкант мечтает открыть собственную школу аккордеона, основать Фестиваль аккордеона в Украине.
Вокруг персоны Завадского всегда хватало полемики. Профессиональные музыканты относятся к его творческой деятельности прохладно, зато широкая публика преданно обожает. Программа нынешнего концерта, продолжавшегося более 3.5 часов, состояла из хитов: от Токкаты и фуги Баха ре минор до «Бразилианы» Э. Морриконе. Безусловно, секрет сценического успеха Игоря не в безупречном качестве и изысканном вкусе, и не в сверхъестественной виртуозности. Ничуть не меньше (а, пожалуй, и больше) значит его артистическое обаяние, зрелищность, разнообразие исполняемой программы. В концерте участвовали симфонический оркестр, хор, разные ансамбли. Попытки по-режиссёрски «оживить» действие варьировались от спецэффектов, сопровождавших «Зиму» и «Грозу» Вивальди (искусственный снег, гром, шум дождя), до драматической сценки с элементами акробатических этюдов в исполнении студентов Колледжа эстрадно-циркового искусства, которая иллюстрировала трогательную мелодию из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Была и танцевальная группа, и дым, и электрические звёзды, среди которых сияло имя виновника торжества. Сцена жизнеутверждающе мигала всеми цветами радуги. Полный зал (несмотря на погоду!), море цветов после каждого номера, щедрые овации — живое свидетельство того, на какие чудеса способен грамотный PR.
Как признаётся сам музыкант, в его работе иногда приходится использовать определенные стереотипы для привлечения внимания зрителей к истинным ценностям, заложенным в классической музыке. Хочется верить, что с помощью обыденных средств — громкого имени, заметных афиш — артисту удаётся приобщать людей к высокому искусству. Игорь Завадский выполняет роль связующего звена между разношёрстной публикой и музыкой самых разных эпох и направлений.
Много было желающих поздравить юбиляра (забавный штрих: в ходе этих поздравлений несколько неожиданно выяснилось, что Игорь Завадский — почётный старшина железнодорожных войск). Во втором отделении именинник, ненадолго сменив ведущую концерта Светлану Леонтьеву, непринуждённо взял на себя конферанс; в это время выступали его коллеги из разных стран. Объявляя, Завадский весьма тепло отзывался о каждом артисте. Кокетливо похваливая публику и подшучивая, именинник сымпровизировал не одну юмористическую репризу, вполне достойную популярных телепередач… Завадский не забыл упомянуть залы, где выступал, учебные заведения, где учился, людей, с которыми сотрудничал, продемонстрировав качество, редкое в наше время — благодарность. Работа на чужую славу (а именно это и делает Завадский, предоставляя коллегам возможность выступать вместе с ним на одной из центральных концертных площадок страны и осыпая их комплиментами) — признак благородства и душевной щедрости. Многие из «гостей»-артистов действительно украсили собой этот праздничный концерт. Младшие из них — ученики Киевской средней специальной музыкальной школы им. Лысенко Дмитрий Мазур (кнопочный аккордеон) и Александр Мархалевский (вокал) — привели зрителей в восторг своим талантом, обаянием и музыкантской зрелостью. Прекрасное впечатление произвёл и аккордеонист из Италии Ренцо Руджери. Он исполнил собственное произведение в джазовом стиле, отличающееся изысканным вкусом, показав темперамент и оркестровый объём звука. Коллеге из Беларуси Игорю Квашевичу именинник подарил новый инструмент. Завадский исполнил и собственное произведение — тарантеллу-фантазию «Даниэльф», показав свои композиторские навыки...
Игорь Завадский — профессиональный музыкант с высшим образованием. Однако для академического исполнителя программа его концерта непривычно неоднородна: популярная музыка в сочетании с эстрадными обработками классических произведений и народных песен. Такой выбор репертуара, как и направление творческой деятельности артиста, определяется желанием нравиться. Нравиться всем, как известно, трудно, но Завадскому это, похоже, удаётся. Его контакт с публикой потрясает: ему может позавидовать любой академический музыкант. Для Игоря не существует запретов, он не боится импровизировать. Любое произведение — это поле для экспериментов. Поэтому некоторые произведения Завадский повторяет от концерта к концерту в поиске новых исполнительских красок.
На сегодняшний день у Игоря Завадского — пять аудио-альбомов. Более поздние из них содержат как новые произведения, так и новые обработки опусов, которые составляют основу репертуара аккордеониста. Так, в «Ангельских трелях» впервые записан кнопочный аккордеон соло в сопровождении камерного оркестра и дуэт с клавесином.
Завадский — незаурядная и жизнелюбивая личность, которая самореализовалась. Его обаянию и задору трудно противостоять. Да, классика для нас — нечто святое, и это справедливо. Она меняет нас к лучшему. Но какая-то часть публики (и эта часть значительно преобладает над профессионально подготовленной аудиторией) не способна воспринимать шедевры минувших веков в их первозданном виде. Так что популяризаторская роль Завадского, который адаптирует классическую музыку для восприятия широкой публики, весьма значительна. Свою деятельность музыкант не считает работой, ибо получает удовольствие от сцены и энергетики заполненного публикой зала. Серьёзный плюс артиста — исходящий от него позитив, благожелательная атмосфера: этого многим так недостаёт в обыденной жизни.