Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Киевский дебют американки

28 сентября, 2005 - 20:08
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ТУРАНДОТ» / ФОТО ИЗ АРХИВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ УКРАИНЫ КЕРРИ-ЛИНН ВИЛСОН: «НЫНЧЕ ПРОСНУЛСЯ МОЙ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД К УКРАИНЕ» ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

30 сентября в Национальной опере Украины будут давать оперу «Турандот» Дж. Пуччини, а дирижировать будет американка Керри-Линн Вилсон.

Не секрет, что в оперно-балетном и симфоническом искусстве на протяжении нескольких веков сложилась традиция, что за пультом стоят исключительно мужчины. Только изредка женщинам удается сломать этот удивительный, как для нашего времени, профессиональный стереотип. На пальцах двух рук можно перечислить современных женщин-дирижеров. К ним принадлежит и Керри-Линн Вилсон, которая сделала, невзирая на свой довольно молодой возраст, блестящую исполнительскую карьеру, имеет в своем арсенале сложнейшие произведения мировой классики, работает с известнейшими оперными и симфоническими оркестрами и в наиболее известных театрах США, Канады, многих стран Европы.

Керри-Линн начала заниматься музыкой с трех лет. Ее отец — выдающийся канадский музыкальный педагог, бабушка со стороны отца Тельма Вилсон — известная пианистка, сестра Тиффани — певица… Сначала Керри-Линн овладела игрой на фортепиано, впоследствии скрипке и флейте. Высшее музыкальное образование она получила в знаменитой Джулиардской музыкальной школе. Сценический дебют Вилсон состоялся на сцене «Карнеги холла», где она выступила как победитель конкурса флейтистов.

Уже сформировавшимся музыкантом-инструменталистом, взвесив все «за» и все «против», она решила стать оперно-балетным и симфоническим дирижером, осознавая, как нелегко придется пробиваться в дирижерскую корпорацию, полностью оккупированную мужчинами. Музыкальная одаренность юной канадки не осталась незамеченной. Учась у выдающегося дирижера и педагога Отто-Вернера Мюллера, работала ассистентом Клаудио Аббадо на Зальцбургском музыкальном фестивале. Пятнадцать лет назад Керри-Линн Вилсон дебютировала с программой, подготовленной с оркестром Национального центра искусств Канады.

Дебют был безоговорочно удачным. Молодого маэстро приглашают сотрудничать известные коллективы — Монреальский симфонический оркестр, симфонические оркестры в Торонто и Нью-Джерси, камерный оркестр города Сент- Пол. Вилсон — первая женщина- дирижер, которая стала за пульт славного оркестра «Гевандхауз» Лейпцигской оперы, который имеет свыше двухсотлетнюю истории.

Керри-Линн симфоническое дирижирование сочетала с наиболее сложным в музыкальном исполнительстве оперным. Именно в Лейпцигской опере она дирижировала «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини. Под ее руководством эта опера была показана и на фестивале Пуччини в Торро-дель-Лаго, который Вилсон выпала честь открывать представлением «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти после реставрации театра в итальянском городе Анкони.

В арсенале маэстро «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Отелло», «Аида» Дж. Верди, «Тоска», «Богема» Дж. Пуччини, «Норма» В. Беллини, которыми она дирижировала в Риме, Ницце, Турине, Роттердаме, Флоренции, Вене, Бильбао… Еще шире география ее выступлений с симфоническими программами — Монреаль, Лос-Анджелес, Сан- Франциско, Флоренция, Афины, Торонто, Каракас…Несколько лет назад Керри-Линн Вилсон переехала в Нью-Йорк.

И вот встреча с киевскими любителями оперного искусства. Для маэстро это особое событие. Как призналась дирижер, ее корни из Украины (бабушка Оксана Олийнык родом из Черновицкого края, перебралась в Канаду в конце 30 хгодов ХХ в.). От бабушки Керри- Линн услышала не одну украинскую песню, и сейчас очень сожалеет, что не выучила украинский язык, на котором бабушка часто говорит и до сих пор со своими земляками. В Черновцах живут бабушкины родственники, обрадованные, что Керри-Линн будет дирижировать представлением Киевской оперы.

После первых репетиций «Турандот» Керри-Линн Вилсон рассказала о своих впечатлениях от творческого коллектива Национальной оперы Украины.

— У вас феноменально слаженный, мощный и талантливый оркестр, — подчеркнула дирижер. — У меня отпала какая бы то ни было необходимость решать технические дирижерские проблемы. А поэтому мы с оркестрантами сконцентрировались на музыке. Хочу отметить высокий профессионализм каждого оркестранта, творческую ауру коллектива. В театре чувствуется, что доминирует творческое начало в коллективе. То же могу сказать и о певцах, в первую очередь, об исполнительнице заглавной партии Турандот Татьяне Анисимовой. Это певица мирового уровня. Думаю, что я еще не раз буду иметь счастье дирижировать представлениями с ее участием в различных театрах мира. Для меня Анисимова стала открытием, прежде всего, блестящей вокальной школы, которая сформирована в Киеве. Собственно, каждый исполнитель в этом представлении — яркая вокальная личность. У меня есть надежда на дальнейшее сотрудничество с коллективом Национальной оперы. Мечтаю осуществить в киевском театре постановку одной из классических опер. Возможно, это будет «Манон Леско» Дж. Пуччини, творчество которого так интересно в художественном плане интерпретируют украинские исполнители. Собственно, я очень счастлива, что проснулся мой генетический код к Украине и имею возможность прикоснуться к культуре народа, откуда происходит одна из ветвей моей семьи.

Василий ТУРКЕВИЧ, заслуженный деятель искусств Украины, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ