Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кинематографическая Европа

От «Революции гвоздик» до «Мелодии для шарманки»
8 июня, 2010 - 20:38
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «КАМИНО»

Сегодня в столичном кинотеатре «Киев» испанским фильмом «Камино» открылся второй «Фестиваль Европейского Кино». На первом еврофестивале в прошлом году было представлено 13 фильмов. На сей раз в проекте (неизменный организатор — прокатная компания «Артхауз Трафик») принимают участие уже 22 страны: Болгария, Чехия, Дания, Германия, Ирландия, Греция, Испания, Франция, Италия, Литва, Люксембург, Венгрия, Нидерланды, Португалия. Румыния, Словения, Финляндия, Швеция, Великобритания, Словакия, Турция и, в том числе, Украина. Такую разнообразную программу европейского кино наш зритель увидит впервые. Все фильмы, что важно, будут демонстрироваться с английскими и украинскими субтитрами.

Первое, что бросается в глаза: часть фильмов так или иначе посвящены войне. Так, чешский «Тобрук» (режиссер — Вацлав Мархоул, 2008), повествует о мытарствах двадцатилетнего юноши, осенью 1941 года отправившегося добровольцем воевать в Северную Африку. Датский «Флейм и Ситрон» (Оле Кристиан Мадсен, 2008) снят по реальным событиям о двух молодых людях, боровшихся против фашистской оккупации в составе малочисленного датского Сопротивления. «Непокорные» (Николас Стейл, 2009, Люксемдург) — также о жизни времен немецкой оккупации. А вот финский «Граница 1918» (Лаури Терхенен, 2007) — о последствиях уже Первой мировой войны — которая в свою очередь вылилась в советско-финский конфликт 1918 года.

Есть в программе фестиваля и романы воспитания — вышеупомянутый «Камино», «Водоворот» (Литва, 2009), «Выходка» (Петер Гардош, Венгрия, 2009, и помесь комедии с мелодрамой « Все это любовь» (Нидерланды, 2007), и семейные драмы — «Мир велик, а спасение поджидает за углом» (Болгария, 2009), «Счастлив, как никогда», Германия, 2009), «Подними голову» (Италия, 2009).

Впрочем, среди всего сюжетного разнообразия хочется выделить несколько картин.

В португальской историко-политической драме «Капитаны апреля» (2000) в первую очередь привлекает внимание личность режиссера. Мария де Медейруш известна как актриса (дебютировала как киноактриса в пятнадцатилетнем возрасте). Все, кто видел «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, должны помнить Марию по выразительному эпизоду, в котором она сыграла подружку боксера (в исполнении Брюса Уиллиса), бросившего вызов гангстерам. Она также снималась во Франции у Шанталь Акерман, в США — у Филипа Кауфмана, в Канаде — у Гая Мэддина, в Португалии — у Мануэла Оливейры, в Испании — у Бигаса Луны, выступала как певица. «Капитаны апреля» — ее полнометражный режиссерский дебют, посвященный ключевому событию новейшей португальской истории — «Революции гвоздик» 25 апреля 1974 года. В этот день была свергнута самая долгая фашистская диктатура в мире, которая правила в Португалии почти 50 лет. Этот фильм — дань памяти всем офицерам, которые пережив ужасные колониальные войны, видя бедственное положение, до которого страну довела диктатура, решились ступить на единственно возможный путь — революцию.

«Летние каникулы» (2008) интересны уже страной производства. Румыния в последние годы стала родиной уникального кинематографического феномена, дав миру плеяду талантливейших режиссеров, покоривших наиболее престижные европейские фестивали. Раду Мунтян — один из ярких представителей румынской «новой волны». Пересказ сюжета фильма — взрослый, семейный человек во время отдыха на курорте встречает своих лучших школьных друзей и неожиданно начинает переоценивать свою жизнь — мало дает для понимания всей истории, ведь, как всегда в румынском кино, важны полутона, атмосфера, не поддающиеся пересказу детали.

Экспериментальный и эксцентрический характер носит «Инсталляция любви» (Мая Вейс, Словения, 2009), охарактеризованная организаторами фестиваля как «причудливая и сумасшедшая сатира, сконструированная как фильм в фильме».

«Незабываемые моменты» (Ян Труэль, Швеция, 2008) был отмечен номинациями на премию «Оскар» и на «Золотой глобус». Это драма в бергмановском духе, где в сюжет семейных отношений вплетаются размышления о природе искусства.

Немецкий режиссер Оливер Хиршбигель прославился как автор захватывающего триллера «Эксперимент», а также военной драмы «Бункер» о последних днях рейха. Свою новую картину «Пять минут рая» (2009) Хиршбигель снял в Великобритании, по сценарию, основанному (как и предыдущие фильмы) на реальных событиях. В 1975 году 17-летний юноша Алистер Литтл, активист Ольстерских Добровольческих Сил, застрелил 19-летнего Джима Гриффина в его собственном доме. Свидетелем убийства стал младший брат Джима, Джо Гриффин. Тридцать лет спустя, реабилитированный и перевоспитавшийся Алистер выходит из тюрьмы, а Джо по-прежнему несет тяжкий груз преступления, свидетелем которого ему пришлось стать. Согласившись участвовать в телевизионной передаче, создатели которой хотят устроить их примирение в прямом эфире, двое мужчин впервые встретятся лицом к лицу не только друг с другом, но и с собственной болью, ненавистью и жаждой мести. Фильм отмечен призом за лучшую режиссуру и премией сценаристов на влиятельном фестивале независимого кино «Сандэнс».

Наконец, особенно приятно, что Украина представлена в фестивальной программе весьма достойно: «Мелодией для шарманки» выдающегося отечественного режиссера Киры Муратовой. У тех, кто еще не видел это сложное, но талантливое кино, есть возможность это сделать.

«Фестиваль Европейского Кино» пройдет в Киеве с 10 по 16 июня в кинотеатрах «Киев», «Кинопанорама» и во Львове с 17 по 23 июня в «Палаці Мистецтв на Коперника 17» и кинотеатре «Кінопалац»; отдельные показы состоятся в Херсоне и в Мариуполе.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ