О выступлении Омары Портуондо в Национальной филармонии в силу ряда обстоятельств широкая музыкальная общественность не знала (по сути, это была клубная акция харьковской организации «Роддом», инициатор и меценат Инна Богословская). Тем не менее, Колонный зал был полон, и присутствовавшие в нем, наверняка, ощущали сопричастность к незаурядному событию. 72-летняя Омара — воистину живая легенда мировой эстрады. Признание к ней шло очень долго, оформившись лишь в 1997 году в премию «Грэмми», которую сеньора Портуондо разделила со своим постоянным партнером Ибрагимом Феррером за альбом «Buena Vista Social Club». Однако к тому времени талант певицы уже не нуждался в особенных подтверждениях. Петь и танцевать она начала с 15 лет. В составе женского вокального квартета «Cuarteto Las D’Aida» — где участвовала также ее сестра Хайди — объездила всю Америку. Так к ней пришла и первая слава — квартет признали одной из самых значительных групп в истории Кубы. Однако настоящие свершения начались в 1959 — в год окончательного прихода к власти Фиделя Кастро. Несмотря на новую политическую реальность, возобладавшую на Острове свободы, Омара продолжала очаровывать весь мир своими горько-сладкими песнями, создаваемыми на стыке босса- новы, джаза и мамбы.
А временем настоящего триумфа стали 90-е. Встреча и сотрудничество со знаменитым блюз-гитаристом Реем Кудером, съемки в документальном фильме Вима Вендерса «Buena Vista Social Club», премия «Грэмми», гала-концерты в Амстердаме и в Карнеги-Холл в Нью-Йорке... Лучше поздно, чем никогда: этой осенью Омара приехала и к нам. То, что происходило на концерте в филармонии, иначе как волшебством назвать трудно. На сцене появилась пожилая статная дама, и уже спустя минуту весь зал забыл и о ее возрасте, и то, что за окном осеннее ненастье и холодный вечерний город. Солидные банкиры и патлатые фанаты джаза, дамы в вечерних платьях и молодежь в джинсах — все одинаково пританцовывали, прыгали и кричали от восторга. Ансамбль Омары — дюжина ражих мулатов — виртуозно исполнял тему за темой, не отказывая себе в удовольствии поимпровизировать. Но главным, конечно, был ее голос — удивительный, очень разный, невероятно чувственный, иногда меланхолический, иногда — по- юному темпераментный, экзотичный и в то же время глубоко родной, трогающий самые потаенные струны в сердцах слушателей.
Чтобы описать этот чудеснейший вечер, не хватит никаких слов и красок. Словно все мы вдоволь, на всю ночь, натанцевались под бархатным небом с огромными южными созвездиями на нем, и в оркестр вплетался плеск волн, накатывающихся на песчаный пляж.
Омара заколдовала нас...