У подножия отвесных базальтовых скал Французской Ривьеры на средиземноморском побережьи притаилось маленькое княжество Монако. Яркое южное солнце, бирюзовые волны, мирно покачивающие на своих спинах белые фешенебельные яхты, узкие улочки, дворцы-отели, казино, рестораны и театры, все подчеркивает красоту жемчужины Лазурного берега, созданной природой и заботливо ограненной руками людей. Местные жители не считают Монте-Карло особенным городом, иногда даже называют его рыбацкой деревушкой. И правда, в обычный день, особенно зимний, это тихий, немноголюдный городишко. Но в последние дни мая, во время праздника Вознесения, спокойные улицы Монако преображаются в уникальный автодром, привлекая в карликовое княжество более 100 000 зрителей со всего мира. Здесь собираются не только фанаты больших гонок, но и огромное количество звезд шоу бизнеса, кино и спорта. Кого здесь только не увидишь во время гоночного уик-энда: Наоми Кемпбел, Вел Килмер, Майкл Дуглас, Борис Бейккер — обычные гости команд Формулы-1.
Болельщики обожают эту гонку, ведь ни на одном другом Гран-при они не могут находиться так близко к трассе: всего несколько метров отделяет людей от несущихся по трассе болидов. Гонщики, напротив, не любят гонку в Монако. Слишком узкие улицы, отсутствие зон безопасности, металлические рельсы прямо по краям трассы и ненавистный тоннель, в котором рев двигателей становится просто ужасающим и при выезде из которого гонщик на мгновенье слепнет от яркого солнца. Айртон Сенна признался когда-то, что страшнее звуков он никогда не слышал, а легендарный Нельсон Пике сравнивал гонку по улицам Монте-Карло с полетом на вертолете по собственной комнате. Но поскольку Гран-при Монако считается самым престижным и самым сложным этапом чемпионата, то и победа здесь самая весомая и желанная. Гонщик, который хоть раз победил на улицах княжества, сразу же переходит в разряд гениальных, великих пилотов. Рекорд трассы по количеству побед принадлежит Айртону Сенне, он шесть раз поднимался на первую ступеньку импровизированного подиума (в Монако нет привычного для Формулы-1 подиума и награждение победителей проходит на ступеньках ведущих к королевской трибуне). Михаэль Шумахер («Ферарри») побеждал здесь пять раз и стремился сравниться с Сенной. Но трасса в Монако так просто не покоряется даже живым легендам. В прошедшие выходные немец показал в квалификационных заездах лишь пятое время. Будь гонка на какой-нибудь другой трассе, возможно, Михаэль и смог бы отыграть в гонке четыре позиции и приехать к финишу первым, но в Монте-Карло это практически невозможно из-за узкого полотна трассы и отсутствия мест для обгонов. Пилот «Ферарри» финишировал третьим, набрав в общем зачете 44 очка. Кими Райкконен («МакЛарен») стартовал, как и финишировал вторым и теперь опережает немецкого гонщика на 4 очка, оставаясь, таким образом, лидером чемпионата. Триумфальную победу одержал Хуан-Пабло Монтойа («Вильямс БМВ»). Для колумбийского пилота эта победа триумфальна вдвойне: ему долго не везло — то подводила техника, то южный темперамент самого гонщика. После полосы неудач подняться на высшую ступеньку в Монако — несравнимое удовольствие. К тому же его команда боролась за эту победу долгих двадцать лет. По итогам гонки в общем зачете Монтойа занимает пятую позицию, уступая лидеру 23 очка.
Уже через день карликовое княжество вновь опустеет и превратится в тихую гавань для туристов и местных жителей. Гран-при Монако завершено. Сможем ли мы через год насладиться гонкой по улицам сказочного города на Лазурном побережье? Уже давно говорят об исключении этой трассы из графика чемпионата. Ее конфигурация уже не соответствует современным техническим требованиям, она стала слишком опасна для езды. Разговоры разговорами, но FIA пока не может решится аннулировать визитную карточку Формулы-1.