Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Коммунистический манифест» и Дон Кихот

13 июня, 2005 - 21:27

Швейцарская газета Le Temps опубликовала статью, в которой ее автор Норман Манеа рассуждает о злободневности романа Сервантеса «Дон Кихот».

Политическая пародия Сервантеса прочитывается в истории Восточной Европы ХХ столетия, считает автор. Ее уникальная живучесть и ее язык прокладывают, например, себе дорогу в творчестве советского автора Андрея Платонова: будучи коммунистом, он считал себя честным пролетарским писателем. Сталин называл его «сволочью» и «балаганщиком», заставляя его жить, как в аду.

«Карнавальная одиссея тоталитаризма Платонова описывает мир боли, тоски и послушания на мрачном пути к недостижимому раю. Коммунистический рыцарь, этот новый «рыцарь печального образа» — этакий просвещенный идиот, ослепленный своей верой в ирреальное и жесткой политической ортодоксией, — считает Ленина новым Моисеем. Он седлает Росинанта — Пролетарскую силу и влюбляется в мертвую Розу Люксембург, выступающую в роли Дульсинеи», — цитирует Манеа NEWSru.com.

Великому роману «Дон Кихот» исполнилось 400 лет — это шедевр, автор и герой которого кажутся нам моложе нас самих. В самом деле, в сердце Дон Кихота мы обнаруживаем нечто важное, что мы знали еще до того как научились читать, но что становится неотъемлемой частью нашей природы только после того как мы заканчиваем это увлекательное путешествие. Это черта, указывающая на величие писателя.

В своем бурлескном отношении к человечеству Дон Кихот и Санчо Панса представляют собой самую клоунадную литературную пару в мировой литературе, считает Манеа. За четыреста лет Дон Кихот и Панса не могли не породить огромное количество последователей, в том числе — бесчисленные клоунские дуэты «господина и слуги». Вся история цирка строится на этой модели: Белый клоун, напыщенный и преисполненный собственного достоинства, — и дурачок Август, униженно принимающий оплеухи от своего надменного партнера.

«Коммунистический манифест возвещал о призраке Великой утопии, бродившем по континенту, но он не предупредил нас о тирании. Доверчивый Санчо Панса должен был воспринять лживую догму революции как право вести войну против всех. За мечтой о прогрессе человечества скрывался фарс, который поломал жизнь не одному человеку, как в романе Сервантеса, но целой армии клоунов, вообразивших себя миссионерами. Это мечта погубила целые поколения», — пишет Манеа.

«На карнавале сегодняшнего свободного рынка, кажется, зримым становится только скандальное, но нет ничего настолько скандального, чтобы остаться в памяти. Мы чтим Сервантеса в эпоху, в которой нам приходится уживаться, как с обыденностью, с ужасными реалиями — религиозным фанатизмом и терроризмом, политическим манипулированием, какофонией извращенного упрощенчества, агрессивным сочетанием нового мессианства и все усиливающегося донкихотского ослепления. Но пока мы чтим Сервантеса, может быть, не все еще потеряно», — резюмирует автор (перевод на сайте Inopressa.ru).

СПРАВКА «Дня»

Три года назад лучшим литературным произведением в истории человечества был признан роман Сервантеса «Дон Кихот». Специальный опрос проводил Нобелевский институт в Осло.

В состав жюри входили крупнейшие писатели современности, представители 50 национальностей. Им предлагалось оценить «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, несколько пьес Шекспира, «Войну и мир» и «Анну Каренину» Льва Толстого, несколько романов Достоевского, Габриэля Гарсия Маркеса, книги Фолкнера, Кафки и других писателей.

Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» был написан великим испанским писателем-гуманистом эпохи Возрождения Мигелем де Сервантес Сааведра в 1605—1615 гг., причем вторая часть романа была написана Сервантесом на десять лет позже первой. Произведение представляет собой пародию на рыцарский роман.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ