Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Комплектация» актуальной культуры

29 сентября, 2004 - 19:39

Проект Культурного агентства «Хазария» в клубе «Бабуин-кафе «Квартира» стал первой в столице большой концептуальной презентацией экспериментальной музыки, как медиа современного искусства.

Заявленная куратором Евгением Минко мультимедийность акции оказалась не данью моде. Она была честной, обладала внутренней логикой: черно-белая живопись австралийца Майкла Мерфенко и создававшийся прямо в зале под более чем двухчасовой марафон выступлений пяти музыкальных проектов видеоарт составили цельное и мощное эстетическое высказывание. Пришедшие послушать новую музыку в диапазоне от нойза до пост-рока открывали для себя реальность новой эпохи идейного синтеза технологических возможностей и авторского видения актуальных идей. На фоне очевидных интерпретаций образов и концепций 80-х и 90-х годов прошлого столетия, маркируемых у нас как contemporary art, «Комплектация» выглядела предтечей модного звука и стиля, который имеет все шансы получить невероятную популярность в будущем и к середине нынешнего века стать его классикой.

Присутствующие в окружающем нас мире различные природные гармонии и искусственные какофонии в реальном времени жестко друг другу противопоставлены. «Комплектация» осуществила для зрителей некую визуально- звуковую компенсацию. В ней парадоксально живая волна напряженного ритма и детальной частоты электронных звуков взяла на себя функцию преодоления нервозного характера слабой, расшатанной неоправданным многообразием постиндустриальной психики, отвергшей мелодраму и не пришедшей ни к какой новой форме самоудовлетворения. Евгений Минко явился личностью, подарившей присутствовавшим самих себя, на неизведанной эстетической и эмоциональной территории объединив экспериментаторов визуального и звукового искусства в продуманный, грамотного воплощенный проект.

Оглушительно резкие переходы или вязкая монотонность оцифрованного шума срывали «Браво!» неоднородной по возрасту и социальному статусу публики. Она ощущала контакт с музыкальным текстом, оказавшимся доступным и понятным тем, у кого в наличии имелся интеллектуальный строительный материал, потенциал личного творчества и открытость ритму настоящего. Компьютерный видеоарт был неразрывен с музыкой: цифровая схема давно существует в нашем подсознании на уровне 25-го кадра и зачастую невольно воспринимается как узаконенный шедевр. Плавные, текучие формы абстрактного изобразительного ряда вызывали легкий диссонанс в работе вестибулярного аппарата, подобный эффекту от подъема лифта. Минимал- арт — ряд четкого визуального ритма, пульсирующих квадратиков, резких значков, линейных сеток — восполнял контрастирующий характер напряженных по силе звуков и пауз текстового умалчивания. Насыщенность звукового купола сменялась прозрачным эхом и резким жестом сигналов, условных позывных для бессознательного.

В яркости звуковых композиций музыканты, казалось, не превосходили друг друга, но дух соперничества переживали слушатели, силясь отдать кому-либо предпочтение. Открывшая акцию Zavoloka исполнила произведение, показательное для самого стиля «нойз» (музыки электронного шума), ввела в контекст направления, талантливо строя звуковое полотно, богатое головокружительными восхождениями и спусками. Ее выступление было прозрачным рисунком грома и тишины, но без слякоти и тумана. Апофеозом же «Комплектации» стало выступление автора музыки к фильму «Мамай», лауреата премии им. А. Довженко Аллы Загайкевич и скрипача Сергея Охримчука. Их произведение захватило слушателей до состояния оцепенения и продержало в нем до конца композиции — без желания поделиться мнением, успеть изобразить недоумение или просто отвлечься. Ритм нивелировал время и действительность, люди остались наедине с собой.

Внутренняя тишина и спокойствие — результирующая комплектации экстремальной музыки и современной культуры. Показательно, что соприкосновение с ней в этот вечер предпочли импортным поп-соблазнам — от показа Пако Рабанна до концерта Церрона — не только студенты и критики, но и светские знаменитости: телезвезда Юрий Макаров, продюсер Светлана Вольнова, дизайнер Олеся Савенко, музыканты группы Esthetic Education. А спонсором визуально-звукового эксперимента выступил креативный коньяк AleXX.

Наталья СМИРНОВА, искусствовед, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ