Вечер, посвященный 70-летию Богдана Ступки, начался... с репетиции оркестра. Богдан Сильвестрович дебютировал как «ударник», исполнив соло на барабане и тарелках. В этой роли он пребывал всю почти трехчасовую программу.
Музыканты джаз-банда «Богдан» исполняли мировые хиты и украинские композиции в стиле рок-н-ролл, а Ступка комментировал то, что зрители видели на экране (фрагменты лент, виды Львова и Киева, видеопоздравления коллег из России, в частности Сергея Гармаша, Галины Волчек, Александра Калягина, Геннадия Хазанова, Константина Райкина, Леонида Ярмольника).
Вы можете спросить, а почему джаз главенствовал на вечере? Да потому, что это первая любовь пана Богдана.
В юности он был настоящим львовским стилягой: носил «дудочки» — лично ушивал брюки и, чтобы их натянуть, нужно было очень постараться. А еще ночью работал фотографом в обсерватории, снимая звезды, и если были тучи, то радовался, потому что имел возможность заниматься тем, что очень нравилось, — выступал в качестве конферансье у легендарного Игоря Хомы (основателя украинской школы джазовой музыки, автора джазовых пьес и импровизаций, эстрадных песен, музыки к драматическим спектаклям и музыкальным фильмам, организатора и руководителя ансамбля «Медикус». — Т. П.). За джаз Ступку даже хотели исключить из театральной студии! «Сегодня ты играешь джаз, а завтра — Родину продашь!» — так писали в газете «Правда» в советские времена, — с улыбкой прокомментировал юбиляр. — Впрочем, мне было отнюдь не до смеха. Нас, стиляг, милиционеры ловили просто на улице и распарывали «дудочки», а на собраниях «песочили», за то, что танцевали шейк и рок-н-ролл, слушали «вражескую западную музыку».
...Звучит запись арии Жермена из «Травиаты» Верди.
— Фактически я вырос за кулисами Львовской оперы. Мой отец пел в хоре и очень любил оперу, часто пел эту арию, — объясняет Ступка. — Там такие душевные слова, когда отец скорбит по сыну, который ушел из дому. Только сейчас я понял, почему именно это произведение так нравилось отцу.
Сын, Остап Ступка, на вечере и танцевал, и пел, и был ведущим. Правда, суровый Богдан Сильвестрович заметил: «Своим пением, сынок, ты денег не заработаешь», а вот внучка Устинка, может, и станет певицей — украинской Эллой Фицджеральд.
На экран проецировались графические работы известного художника Сергея Якутовича, а Ступка вспоминал свою любовь: «Я служил в Ансамбле песни и пьянки Прикарпатскаго военного округа», а Лариса приехала во Львов, окончив Бакинское хореографическое училище, работала балериной в Оперном театре. Все, что у меня есть наилучшего, — благодаря моей Ларочке (она сидит в ложе). Благодарю тебя, Лариса»! А на сцене под популярную в 1960-е годы мелодию «Не забудь...» появляется внук — Дмитрий Ступка — в солдатской шинели и танцует вальс с молодой актрисой-балериной...
Очень хорошо, что официальная часть была краткой. Приветствие от премьера Николая Азарова, спикера Владимира Литвина и президента Беларуси Александра Лукашенко зачитал министр культуры и туризма Михаил Кулиняк, а подарок от мэрии столицы (бронзовую статуэтку — Ступка в образе легендарного Тараса Бульбы) вывезли на знаменитой телеге из спектакля «Тевье-Тевель». Комментируя свой сюрприз, глава Киевской городской администрации Александр Попов сказал: «Я считаю, что Гоголь написал своего «Тараса Бульбу» потому, что, по-видимому, знал, что через века эту роль блестяще сыграет Богдан Ступка!». Приятно, что Александр Попов — искренний поклонник актера. Забавно только, что персонаж, которого городская власть решила запечатлеть в бронзе, вызвал далеко не однозначную реакцию, включая, кажется, самого Богдана Сильвестровича. Это как раз тот случай, когда чем лучше играет актер, тем более неловко за него становится. Ведь фильм Бортко оказался не только художественно слабым, но и откровенно политически заангажированным.
Музыкальные приветствия подарили: лидер группы «ВВ» Олег Скрипка (зажигательный львовский джаз), группа «Пиккардийская терция» (песню «Відлуння твоїх кроків» В. Ивасюка), а «украинский Паганини», скрипач-виртуоз Василий Попадюк, так сыграл веночек этноджазовых мелодий, что у слушателей мороз по коже пробежал, а в финале он заставил и именинника поиграть (Богдан Сильвестрович держал смычок, а пан Василий скрипку, и получился прекрасный дуэт). Поддала «жару» прекрасная половина франковцев — суперджаз (солистка Татьяна Михина). Юбиляр даже подскочил: «В советские времена говорили, что у нас секса нет, а в нашем театре есть!».
Только на этом вечере можно было услышать, как... играет на рояле «Регтайм» знаменитый грузинский режиссер Роберт Стуруа. Кстати, он признался, что мечтает еще поработать с франковцами. Его спектакль «Царь Эдип», поставленный в Киеве, завоевал немало призов на театральных фестивалях. Блиц-ретроспектива (кадры из кинофильмов «Белая птица с черной отметиной», «Красные колокола», «Николай Вавилов», «Огнем и мечом», «Водитель для Веры», «Молитва за гетмана Мазепу», «Тарас Бульба» и другие, мини-фрагменты спектаклей — «Дядя Ваня», «Украденное счастье», «Король Лир», «Тевье-Тевель», «Царь Эдип», «Лев и Львица») перенесла нас в разные времена, и мы, зрители, все вместе, словно пролистали творческий и семейный альбомы Ступки.
От alma mater — Львовского театра им. М. Заньковецкой — приехала целая группа коллег-актеров во главе с генеральным директором Андреем Мацяком. Они напомнили, что Ступка «красиво поет, но противно», но просто слушать их остроумные коломыйки юбиляр не смог и стал подпевать. До слез растрогало Богдана Сильвестровича выступление юных земляков из Галичины — участников ансамбля «Цьомочки», которые мечтают учиться во Львовской школе №28, которую окончил прославленный мастер театра и кино.
Вспоминал юбиляр и своего старшего товарища, учителя и режиссера Сергея Владимировича Данченко, благодаря их творческому сотрудничеству Ступка сыграл свои знаковые роли в спектаклях «Украденнное счастье», «Дядя Ваня», «Король Лир», «Тевье-Тевель», которые в настоящее время критики считают театральной классикой.
В завершение вечера генеральный директор франковцев Михаил Захаревич рассказал, что уже полтора месяца театр чествует юбиляра, и объявил: «На сцену выходит народная самодеятельность франковцев. Народная потому, что все выступающие — народные артисты».
— Ступка — это наша звезда. Да что там звезда! Это солнце украинского театра и кино, — начали капустник Лесь Заднипровский и Ко. В барабаны били, трубку мира подарили «гости с дикого Запада — апачи» (молодежь театра). А-ля Вакарчук (Назар Заднипровский), который в этот день давал сольник во Дворце «Украина», пожаловал на «огонек» к Богдану Сильвестровичу. Собравшимся показали «макет будущего памятника, который установят вместо фонтана в сквере у театра». Когда сняли простыню, зал хохотал так, что слезы выступали, — бюст из картона (Ступка в роли Тевье), а постамент задрапирован флагом Евросоюза. Действительно, немало стран считают актера своим кумиром — Польша, Россия, Германия, Канада, США.
«Браво и бис!» — скандировали все актеры, которые принимали участие в «Концерте №70», и, конечно, зрители.
КОММЕНТАРИИ
Эдуард МИТНИЦКИЙ, режиссер, художественный руководитель Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра:
— Богдан Ступка — наше национальное богатство! Артист мирового уровня, продолжатель традиций украинского театра корифеев: Амвросия Бучмы, Юрия Шумского и других мастеров франковской сцены. Пожалуй, сегодня в культуре, театре и кино Богдан Сильвестрович — единственный актер, которым мы все можем гордиться!
Раиса БОГАТЫРЕВА, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины:
— Богдан Сильвестрович настоящий во всех своих проявлениях: на работе, в жизни и в человеческих отношениях. Познакомившись поближе, я была поражена его скромностью, потрясает и его интеллигентность, шарм. Он обладает тонким чувством юмора. В нем нет звездности, хотя Ступка — звезда театра и кино. Я считаю, что он потрясающий актер, и сегодня нет у нас равных ему. У Ступки огромный репертуар, но меня он потряс ролью Богдана Хмельницкого в фильме Ежи Гофмана «Огнем и мечом».
Лариса КАДОЧНИКОВА, актриса Национального театра русской драмы им. Леси Украинки:
— Редко с актерами случается, когда с годами человек растет в творчестве. Обычно, в какой-то период, актер останавливается, а Ступка с каждой ролью играет все глубже и глубже. Сегодня он вырос в мощную фигуру мастера мирового масштаба. У меня одно пожелание — здоровья, а все остальное у него есть: замечательный театр, которым Богдан Сильвестрович руководит, интересные роли на сцене и в кино, прекрасная семья — жена, сын, невестка, трое внуков. Я вспоминаю, как мы вместе снимались в «Белой птице с черной отметиной» (это был кинодебют Богдана). Мы, актеры, все нервничали. Съемки были сложными, но встреча с Иваном Миколайчуком (роль Ореста он писал на себя, но тогдашние партийные чиновники запретили актеру, сыгравшему Кобзаря, в этой ленте играть роль «лесного брата»— бандеровца). Иван подсказывал, опекал Богдана, и Ступка сыграл блистательно. На прошлой неделе в Киеве прошла ретроспектива фильмов Ступки, посвященная его юбилею. Я пересмотрела картину «Белая птица» и словно вспомнила молодость. Если делать мастер-класс для молодых актеров, то, на мой взгляд, им нужно обязательно посмотреть и детально проанализировать, как филигранно играет Ступка в фильме «Белая птица» и в спектакле «Тевье-Тевель».
Роберт СТУРУА, грузинский режиссер:
— Ступка — это Ступка! Гениальный актер, и я счастлив, что мы не просто знакомы, а вместе работали (спектакль «Царь Эдип»). Надеюсь, что наше сотрудничество будет продолжено. Пока мы выбираем пьесу для постановки на франковской сцене, но я бы хотел поставить в Киеве украинскую классику. Надеюсь, что в новом спектакле сыграет и Богдан Ступка. Он в работе необыкновенный! Если считает себя правым, то спорит, но он верит режиссеру и всегда является соавторам, создавая образ на сцене. Когда он играет, то я забываю, что это актер, а его работы на сцене — это сильные эмоциональные потрясения для зрителей. С ним работать огромная радость.
Владимир ЛУКАШЕВ, музыкальный режиссер, художественный руководитель Национальной филармонии Украины:
— Это планетарного масштаба актер. Это человек, которого знают и любят все, кто любит театр и кино. Сегодня Богдан Сильвестрович в прекрасной творческой форме. Тьфу-тьфу. Посмотрите, даже погода радует — теплый, совсем не осенний, а летний день (+24 градуса), который нам напоминает, что Ступка родился в жару (27 августа, а это знаковый день именин и патрона театра — Ивана Яковлевича Франко). Смотрю, как много людей, почитателей таланта мастера, пришло на его бенефис — и душа радуется. Мы с коллегой, генеральным директором филармонии Дмитрием Остапенко, зашли в кабинет Ступки и уже его поздравили, потому что юбиляр предупредил, что хочет свести к минимуму официальную часть в этот вечер. Нас ждет спектакль-концерт, в котором принимает участие почти вся труппа (режиссер бенефиса — Дмитрий Чирипюк). Скоро франковцы нас пригласят на новоселье (22 года строят-ремонтируют им Малую сцену), а это значит, что будет повод поднять бокал вина или рюмку водки за Театр им. И. Франко, за его актеров и за их рулевого — Богдана Ступку.
Мыкола ЖУЛИНСКИЙ, академик, директор Института литературы им. Т. Шевченко НАН Украины:
— Мой Ступка — это непревзойденный мастер на сцене и в кино. Я познакомился с ним сначала как зритель, просматривая спектакли и ленты с его участием. А наибольшее сближение у нас произошло, когда я был вице-премьером, а Богдан Сильвестрович — министром культуры. То общение приносило колоссальное удовольствие работать вместе. Он всегда был категорически антибюрократичным! Ступка — удивительный феномен! Он обладает уникальным даром перевоплощения и в то же время остается самим собой. Какой бы образ он ни создавал, я вижу Ступку — его глаза, голос, его естество, и в то же время это совсем другой человек (образ, который он играет). Творческая амплитуда Богдана Сильвестровича очень большая, и, видимо, в этом заключается его уникальная харизма, какой сегодня, кроме Ступки, не обладает ни один актер в нашей стране! Он артист очень интересный, и я рад, что у него как актера такая богатая творческая жизнь и так разнообразна палитра его персонажей, созданных в театре и кино, и дай бог ему здоровья, чтобы еще сыграть много интересных ролей на сцене и в кинематографе.
Иван ДЗЮБА, писатель:
— О Ступке можно говорить много и написать целые тома о его творчестве. Мы познакомились так давно (в 1960-х), что мне кажется, знаю его всю жизнь. Скажу одно: Богдан Сильвестрович, несмотря ни на что, очень счастливый человек, потому что за одну жизнь сумел пережить и сыграть сотни разных жизней и судеб на сцене и экране.
Мирослав СКОРИК, композитор, художественный руководитель Национальной оперы Украины:
— Я не могу сказать, что мы с Богданом Сильвестровичем близкие друзья. Мы хорошо знакомы, хоть и занимаемся разным: я — музыкой, он — театром и кино. Но мы часто встречаемся на протяжении многих лет. Я видел его театральные работы сначала во Львове, потом в Киеве. Наши жизненные пути пересекались и в Америке (я несколько лет жил за рубежом, а Ступка приезжал на гастроли). С 2001 года, как я переехал в Киев, стараюсь не пропускать спектаклей с участием этого мастера сцены. Мне приятно следить за его фантастическим актерским ростом в каждой роли и в каждом спектакле. Ступка — актер, без которого невозможно представить современный театр и украинский кинематограф. Такое впечатление, что он может сыграть все! Но для меня он прежде всего великий драматический актер, и именно в театре глубже всего раскрылся его талант, которому по силам сыграть и высокую трагедию, и характерную роль. Ступка — человек с потрясающим чувством юмора. Он обладает природным талантом, которым щедро наделил его Бог, родители, а еще имеет очень важную черту — трудолюбие. Он так перевоплощается, что даже без грима мы, зрители, забываем, что перед нами актер (Лысенко, Хмельницкий, Вишня, Керенский, Брюховецкий, Брежнев, Мазепа, Толстой... — исторические личности, но как прекрасно сыгранные Ступкой в кино и театре).
Алексей АЛЕКСАНДРОВИЧ-ДОЧЕВСКИЙ, главный художник Театра им. И. Франко:
— Открою один секрет. Богдан Сильвестрович — джазмен в жизни и творчестве, в общении и совместной работе. Когда мы работали над «Королем Лиром» (режиссер — Сергей Данченко), уже на сцене стояла декорация, и там я придумал барханы из песка. Я увидел и очень огорчился, потому что барханы получились слишком бутафорскими, и свет не мог помочь сценографии «заиграть». Богдан Сильвестрович посмотрел и попросил на спектакль пошить ему сумку. Скажу честно, я даже рассердился на актера. Ну какая сумка? Зачем? Что делать, чтобы исчезла ненатуральность в сценографии? Но ее пошили. Утром на репетиции Ступка выходит на сцену, из сумки достает натуральный песок и делает вид, будто что-то собирает в барханах. Штрих! Но благодаря находке актера «ожила» декорация. Ступка всегда, каждую минуту включен на творчество, он готов подсказать, помочь, сымпровизировать. Он просто мастер! А как художественный руководитель он тоже непредсказуем. Приглашает абсолютно разных режиссеров, представителей разных течений и направлений, и это для коллектива очень интересно. Но иногда я себя спрашиваю: готов ли наш театр к таким экспериментам? Хочется, чтобы мы, творческая команда, успевали за тем европейским уровнем, на котором находится Богдан Ступка.
Мирослава ОВЕРЧУК, театровед, помощник художественного руководителя по литературной части Львовского театра им. М. Заньковецкой:
— Богдан Сильвестрович Ступка — очень яркий образец заньковчанской актерской школы и творческой этики. Он талант, который сам себя построил. Ступка стал творческим эталоном еще в мои студенческие времена и продолжает им оставаться сегодня. Я, наверное, раз 18 смотрела его «Каменного властелина», 12 раз ходила на «Ричарда III». Помню его в спектакле «Человек со стороны», незабываемо он играл в «Памяти сердца» и в «Украденном счастье». Как молодой театровед я пыталась анализировать творчество Богдана Ступки, делала в студенческие годы исследования, обобщения, наблюдения. Эти работы у меня до сих пор сохранились. Когда сейчас читаю, то они мне кажутся смешными, но и дорогими, потому что там зафиксированы работы актера, которые уже ушли из его репертуара, но по тем записям можно увидеть картину, как постепенно он находил свои «ключики» к образам, которые играл. Богдан Сильвестрович с каждым спектаклем рос как актер. Он всегда много играл, но никогда не был «всеядным» в творческом отношении. Сегодня это уже Мастер сцены с большой буквы, но он не почивает на лаврах, много работает. Нас очень радует, что между заньковчанами и франковцами существует творческая любовь и соперничество, взаимное уважение между коллективами. Благодаря Богдану Сильвестровичу проложен «мостик» между двумя театрами. Он никогда не забывает о своих галицких корнях. Мы тоже помним, что свои первые шаги в профессии он сделал в Театре имени М. Заньковецкой. Мы радуемся успехам франковцев, коллектив которых возглавляет Богдан Сильвестрович. Желаем ему творческих успехов и крепкого здоровья!