Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Коридоры академии наполнились какой-то новой аурой»

Фотовыставка «Дня» триумфально прошла в Остроге. На очереди — 16 февраля — Харьков
13 февраля, 2007 - 19:52
РЕКТОР ИГОРЬ ПАСИЧНИК НЕ БЕЗ УДОВОЛЬСТВИЯ И ДАЖЕ С ГОРДОСТЬЮ (ВЕДЬ ФОТОВЫСТАВКИ «Дня» УЖЕ НЕ ПЕРВЫЙ РАЗ ЭКСПОНИРУЮТСЯ В ОСТРОЖСКОЙ АКАДЕМИИ) ПОКАЗАЛ ЭКСПОЗИЦИЮ ГОСТЯМ — ИВАНУ ДРАЧУ, МИХАИЛУ СЛАБОШПИЦКОМУ И ИВАНУ МАРЧУКУ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День» ПРОЙДЯ ПО УЗКОМУ КОРИДОРУ ОСТРОЖСКОЙ АКАДЕМИИ С ФОТОГРАФИЯМИ НА СТЕНАХ, ОСОЗНАЕШЬ, КАК РАСШИРЯЕТСЯ КОРИДОР ТВОЕГО КРУГОЗОРА, ПРИЗНАВАЛИСЬ СТУДЕНТЫ ФОТО ЯРОСЛАВА МИЗЕРНОГО

То, что стены Национального университета «Острожская академия» 7 февраля стали немножко пустыми — срок пребывания фотовыставки газеты «День» исчерпан, — это ничего по сравнению с тем, сколько эмоциональных впечатлений оставила она в сознании студентов, преподавателей и гостей университета. То, что Лариса Ившина предоставила студентам Острожской академии право выразить свои симпатии на специальных бюллетенях тайного голосования, стало приятной неожиданностью для многих из них: «На самом деле поразил именно тот факт, что стены Острожской академии стали площадью размещения такой прекрасной фотовыставки. Я как студентка первого курса этого учебного заведения была приятно удивлена, что к острожским спудеям Лариса Алексеевна проявляет такое доверие и уважение, привлекая нас к выбору экспонатов-фаворитов. Честно говоря, это внушает сильную веру в тот факт, что мы, как говорила главный редактор «Дня», особенные. Действительно чувствуется, что за время пребывания фотовыставки коридоры академии наполнились какой-то новой необъяснимой аурой, — лично я почувствовала ее...» — делится впечатлениями студентка первого курса гуманитарного факультета Шейгис Алена.

«Человеческая память — феноменальная вещь. Но все равно она не может настолько подробно удержать каждый нюанс, каждую деталь увиденного образа или картины. Огромное благо прогресса — фотокамеры — дало нам возможность надолго хранить в своей жизни мгновения, которые бы хотелось прожить снова и снова... Фотовыставка «Дня», на мой взгляд, — это уникальный шанс увидеть мир глазами многих людей, в некоторой степени проникнуть в сферу их памяти, насытиться их эмоциями и сформировать свой опыт», — говорит Ковальчук Ярослав, студент третьего курса факультета романо-германских языков.

А студентка гуманитарного факультета Дарья Швая призналась, что фотовыставка дает возможность расширить коридор нашего кругозора: «Все, наверное, помнят еще со школьного курса биологии, что минимум 80% информации человек воспринимает благодаря зрению. И я просто не могу с этим не согласиться. Даже когда речь идет о решении каких-то глобальных проблем, в первую очередь мы доверяем своим глазам. Так уж устроено наше сознание — сознание массы, принимающей увиденное за достоверное. Но ведь бывает и так, что одно мгновение, схваченное глазом, может сказать намного больше, чем часы созерцания. И это настоящее искусство — поймать этот момент, зафиксировать живое чувство в объективе фотокамеры так, как это сделали авторы экспонатов фотовыставки газеты «День».

Экспозиция просто поразительная: пройдя по узкому коридору с такими разными фотоснимками на стенах, осознаешь, как расширяется коридор твоего кругозора. Здесь замечаешь, что кто- то каким-то образом сфотографировал твои мысли, там видишь взгляд искренних глаз, открывающих тебе какую-то простую истину, до которой ты почему- то сам раньше не додумался. Как контрастный душ — то льются эмоции беззаботности, уверенности, яркости жизни, то мурашки по спине бегут от осознания всей ее сложности. Словом, все, как в реальности, — живо, эмоционально, чувственно, многозначительно и разноцветно... Хотя, как ни досадно признавать, иногда нам все же легче жить в таком мире, который видим только мы одни, и мы очень болезненно воспринимаем любые коррективы.

Но восприятие действительности также может быть двояким. Например, Оксана Прасюк, студентка факультета политико-информационного менеджмента, пропускает его сквозь призму желания изменить ее к лучшему: «Я уже привыкла воспринимать коридоры Острожской академии как картинные галереи или импровизированные выставочные залы, ведь их стены украшают картины украинских и зарубежных художников. Поэтому размещение здесь фотовыставки газеты «День» стало явлением закономерным, но от этого не менее долгожданным и захватывающим. Фотокартины, с которых смотрят на нас почти эпические герои современности, поражают своей фундаментальностью, но самое главное — гуманизмом, ведь благодаря уникальному сочетанию искренней, глубокой любви к человеку и отточенному, доведенному до автоматизма мастерству можно создать такие шедевры. На мой взгляд, выражение «словить момент» подходит здесь идеально даже в своем прямом значении. Меня больше всего впечатлила картина «А что дальше?», пронизанная глубоким символизмом, преисполненная «тихой грусти» и в то же время нежного ростка надежды, веры в будущее. Она не просто изображает жестокую действительность, но и вызывает у зрителя желание что-то изменить в ней, не быть безразличным к судьбе тех людей, которые рядом с тобой, даже если они совершенно тебе незнакомы. Вот так, без шума и суматохи, просто и настойчиво «День» помогает нам бороться с собственным безразличием, учит широко открывать глаза на мир, обогащает, хоть и не своим, но таким необходимым опытом».

А вообще симпатии Острожской академии распределились следующим образом: с огромным отрывом первое место занимает работа С. Ваганова «Воскресли». Работа поразила студенческие души не пафосом или ярким сюжетом — просто, наверное, сознанию студента близок образ второго рождения, второго шанса — пусть это касается шахтера или судьбы кого-либо другого, возможно, судьбы нашего государства... Кто его знает, кто дает тот второй шанс, возможно, этот кто-то не обделен студенческим оптимизмом, и Украина также получит право воскреснуть. В любом случае, в нашем сознании — почему бы нет? Второе и третье место соответственно студенты распределили следующим образом: «Читающая нация» (Ю. Медведев) и «Простудились» (В. Козловский). Не были обделены симпатиями работы «Вдвоем» (Д. Никоноров), «Веселые девчата» (И. Коробочка), «Бой с тенью» (О. Чекменев), «Болельщики» (О. Клименко) и «Жизнь продолжается». Лариса Ившина по-своему выразила доверие студентам Острожской академии: экспонаты, больше всего запавшие в душу острожанам, не покинут стен академии, поскольку их копии станут подарком главного редактора «Дня» университету.

За время пребывания фотовыставки в Остроге ее посетило много людей, среди которых выдающиеся общественные и политические деятели. Среди них члены комитета по вопросам Национальной премии им. Т. Г. Шевченко, поэт и политик Иван Драч, народный художник Украины Иван Марчук, народная артистка Украины Лариса Кадырова, журналист, лауреат Шевченковской премии Олег Дейнеко, известная писательница Мария Матиос. «Эта фотовыставка — явление культуры и (уже!) истории», — написал в книге отзывов выставки гость Острожской академии, известный литературный критик меценат Михаил Слабошпицкий. Да и действительно, эти фотоснимки — это история, такой — сложной, но живой, — ее увидят наши потомки.

Людмила МАСИК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ