Раздал свои награды существующий пятый год рейтинг «Книжка року» под руководством главреда «Книжник-ревю» Константина Родика и под патронатом Анатолия Толстоухова (президента Фонда содействия развитию исскуств). Это не единственная книжная номинация в Украине, но именно «Книжка року» старается заметить издания на украинском языке и тем самым оказать имиджевую поддержку украинскому книгоиздателю.
Уже названия номинаций ласкают слух и подчеркивают особые отношения со словом организаторов. «Красне письменство» — современная украинская проза, «Минувшина» — история, «Політлікбез» — обществоведение, «Обрії» — научно-популярная литература, «Софія» — философские работы, «Голоси» — поэзия и т.д. Эксперты для каждой рубрики свои и отражают не только круг знакомых организаторов, но и в некоторой степени общественное мнение. К удивлению пишущей братии, вместо пресс-релизов было роздано изысканное издание на мелованной «Украинский best» с рецензиями на многие книги, попавшие на конкурс. Хотя это и не дает представление о книгах, но зато аргументирует принятое решение о наградах.
Главная интрига была припасена на конец церемонии, где в престижной номинации «Красне письменство» соревновались такие корифеи слова, как О. Забужко («Сестро, сестро»); Ю. Андрухович («Дванадцять обручів»); первая, но сразу признанная как прорыв в современной украинской прозе книга Ю. Макарова «Культурный слой». В ситуации нелегкого выбора неожиданно победила «интеллектуальная провокация высшего качества» Ю. Виничука «Мальва Ланда». Книгу не рекомендуется читать «идейно целомудренным старым девам» из-за обилия эротики (в т.ч. и на обложке), а также брезгливым согражданам, поскольку место действия — мусорник.
Другая номинация, где конкуренция была особенно сильна, — «Детский праздник». Глаз с удовольствием любовался красочными, как писанки, книгами издательств А-БА-БА-ГА-ЛА-МА- ГА, Махаон и других. В новом для себя жанре выступили директор издательства «Факт» Л. Финкельштейн с озорным задачником по математике и А. Курков «Приключения пустомеликов и другие истории». Был и всемирный бестселлер о Гарри Поттере, и детский классик Григорий Остер. А победила добрая сказка М. Савки «Есть ли у бабуина бабушка?» львовского издательства «Старого Лева».
Для политически подготовленных читателей «Дня» два слова о номинации «Політлікбез», куда, например, вошла книга «капиталистического еретика» Джозефа Стиглица «Глобализация и ее груз», находящаяся на острие мировой экономической дискуссии (лауреат нобелевской премии регулярно печатается в нашей газете в проекте «Синдикат»). А предпочтение было отдано «Раздумьям над попранным столетием» Р. Конквеста (он известен в Украине как автор «Жнив скорби» о Голодоморе 1932 — 1933 годов). Видимо, большинство экспертов разделяют идею этого труда о том, что лучшее спасение от мировых катаклизмов — развитие гражданского общества. Уже по наполнению этой номинации можно заметить, что в распоряжении украинского читателя — бестселлеры мировой общественной мысли.
Победители в других разделах, как правило интересны тем, что подарили Украине новый взгляд на привычные вещи (М. Рябчук «Две Украины: реальные границы, виртуальные войны») или обратили внимание на доселе неизвестные пласты истории и этнографии, как в первом опыте реконструкции одежды времен скифов «Украинская летопись одежды», т.1. З. Васиной.
И, наконец, о самой церемонии награждения в Колонном заде филармонии, которая вызвала у присутствующих некоторое недоумение непрофессионализмом ведущих. А большую часть времени заняли специфические номера-перфоменсы любительской театральной студии «Дах» с исключительно мрачными, даже безнадежными интонациями. Молодые люди в черных одеждах с удовольствием самореализовывались, а зрители, томясь в ожидании оглашения следующей номинации, проходили испытание на верность украинской книге. Наверно, в схожей ситуации один из авторов «Книжки року» Е. Чикаленко еще в начале XX в. сказал: «Украинские мероприятия проходят долго, зато нудно».
Но не будем придираться к деталям. Главными героями праздника книгочеев были и остаются издания, ставшие событиями.