Свой вернисаж киевлянка Н. Кучер назвала «Вікно у сад» (по мотивам одноименного сборника поэзий Ирины Владимировны Жиленко — незаурядной личности периода Второго национального возрождения. 3 августа — годовщина со дня ее смерти). Творчество писательницы, поэтессы и журналистки-шестидесятницы с ее глубинной человечностью и утонченным эстетизмом созвучно внутреннему мироощущению художницы. Для Натальи Кучер также «всі теми поруч, на відстані руки» — лица дорогих людей, любимые киевские пейзажи, памятники архитектуры, деревья и цветы...
Как сознается художница, поэзию И.Жиленко открыла для себя давно и неслучайно. Вообще, тема шестидесятничества занимает в творчестве Н. Кучер особое место. Окончив Киевский национальный университет им. Т.Г. Шевченко по специальности украинская филология, она уже свыше 30 лет работает в Национальном музее литературы Украины, избрав темой своих научных исследований неординарные фигуры шестидесятников — писателей, художников и общественных деятелей. Научные работы Натальи Кучер посвящены Василю Стусу, Виктору Зарецкому, Алле Горской, Роману Корогодскому, Михайлине Коцюбинской, Ирине Жиленко... Художница убеждена, что их подвижнический труд во имя украинства многозвучным эхом отозвался на Майдане 2013-го, подняв Революцию Достоинства.
Поэзия Ирины Жиленко особенно импонирует художнице. Как и поэтессе, Наталье Кучер присуще светлое, солнечное мироощущение. Ее пленяют живописные пейзажи родной земли, красота человеческих взаимоотношений, и этот позитив многокрасочно излучается из ее полотен. Это настолько искренний, яркий мир, что, созерцая ее работы, удивляешься: почему же мы все чаще не умеем замечать и ценить красоту?
— Настоящим открытием стали для нас портреты авторства Натальи Кучер, — делится впечатлениями от выставки Мирослава КРИВОНОС. — Они хорошо передают внутренний мир изображенных людей, особенности их характера и отношения к ним автора. Очень привлекательны элементы сецессии и манера, присущая фресково-темперной живописи. Привлекают внимание также пейзажи и натюрморты, выполненные масляными красками. Ведь раньше я знала пани Наталью как художницу, которая работает преимущественно в технике пастели. Особым очарованием выделяются такие картины как «Брама Заборовського», «Флокси», «Будиночок садівника», «Букет з чорнобривцями»... С течением времени цвета на ее полотнах стали ярче и звонче — как квинтэссенция ее щедрой души.
Название выставки «Вікно у сад» — это метафора ко всему творчеству Натальи Кучер. На протяжении нескольких лет подряд художница пишет картины с натуры на участках Ботанического сада им. Николая Гришко. Цветы на ее полотнах — реальные творения и достижения сотрудников этого научного заведения. В то же время понятие «сад» для художницы имеет еще несколько значений — как Райский сад на картине «Брама Заборовського» и сад внутреннего естества. Поэтому на выставке также представлены портреты людей, общение с которыми одаривало и лелеяло сад души. Среди них культуролог-шестидесятник Роман Корогодский, художники Владимир Давыдов и Владимир Гарбуз, писатель Гурам Петриашвили. Особое место на вернисаже занимает портрет Тараса Шевченко — как напоминание о наших корнях и бытии.
Художница начала писать картины в зрелом возрасте — после сорока лет. Наставниками были известные мастера — Владимир Давыдов и Рафаэль Багаутдинов. Как сознается Наталья Кучер, ее вдохновляет пример художников, которые развивали свой талант самостоятельно — Ван Гог, Поль Сезанн, Пьер Боннар.
«Красотой и вдохновением можно противостоять тьме, которая пытается «проглотить» нашу цветущую землю», — подчеркнула Людмила Таран. Сегодня очень важно поддерживать огонек надежды, верить в свои силы и лелеять, как мечтала Ирина Жиленко, новый общественный сад:
«І білий сад зійде на землю знов,
І в білий сад відкриється вікно...»