Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Краткий курс» Сергея Долбилова

К премьере документального телесериала «Игра в «Динамо»
20 ноября, 2001 - 00:00

КИНО ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ЗНАЕТ

Нынешняя молодежь не знает прошлого. Утрачена целостность бывшего коммунистического воспитания, когда специально подготовленные специалисты целеустремленно промывали народные мозги с детского сада до дома престарелых. Тогда все знали именно то, что нужно знать, за исключением небольшой прослойки чудаков, которые слушали зарубежное радио, тайком переписывали на магнитофон «запрещенные» песни и читали перефотографированные зарубежные журналы. Нынешняя молодежь получила взамен гремучую смесь информации, где рекламные слоганы перемешены с национальными святынями и блатными песнями. На смену тоненьким футбольным справочникам, которые десятилетиями скромно вели ежегодную летопись нашего футбола, пришли конкурирующие между собой цветные издания, которые ныне может делать каждый — были бы деньги. Дилетантский подход к делу нынешних лидеров спортивных медиа привел к утрате целостности исторической картины, которую скоро просто невозможно будет восстановить.

Черно-белый фильм Сергея Долбилова должен бы стать откровением для поколения футбольных болельщиков, которое практически не видит отечественного футбола, споря о шансах команд в первенствах зарубежных стран. Документальные кадры шестидесятых — семидесятых поражают в первую очередь заполненными доверху стадионами, где тысячи зрителей наслаждались футболом без «помощи» милиционеров с дубинками и собаками, люди еще не были отгорожены от футбольного поля металлическими решетками.

Кроме летописи побед «Динамо», в фильме сделана попытка воспроизвести атмосферу прошлых десятилетий. Достичь этого помогают авторские монологи Долбилова и комментарии приглашенных для этой цели специалистов. Очевидной является попытка выстроить определенную конструкцию, которая вела бы зрителя от года к году, от серии к серии. Зритель, который до сих пор или совсем ничего не знал, или имел об истории «Динамо» приблизительное представление, обречен принять предложенную авторами «Игры в «Динамо» хронологию и тональность рассказа.

ПАРТИЯ ВЕДЕТ

В первых сериях, пересказывающих достижения «Динамо» в 60 — 70-е, довольно много времени посвящено роли партийных функционеров Советской Украины в становлении киевского «Динамо» как сильной команды. Молодой зритель, который не может знать действительных реалий тех времен, воспримет роль того же Щербицкого как «почетного президента» клуба «Динамо» современного образца. Пытаясь показать правду, авторы забыли напомнить, что в те далекие времена об участии в футбольных делах партийных руководителей или об их болельщицких симпатиях никто вслух не говорил. Только шепотом и на ухо знакомому. Внешне все подавалось как естественный процесс, когда из массового детского и юношеского футбола лучшие игроки приходили в «команды мастеров», где и выступали на радость заполненных трибун. Воспринимая это как должное, сотни тысяч юношей играли в те далекие уже годы в футбол на первенство улиц, городов, районов, областей. Взрослые футбольные команды были практически на каждом промышленном предприятии. Это был на самом деле массовый футбол, играя в который люди и не подозревали о симпатиях партийных секретарей, так же как и болельщики шли поддерживать своих, не рассуждая, как кое-где теперь, о различных закулисных вещах. Только искренний как всегда Йожеф Сабо сказал в фильме о том, что тогдашние футболисты меньше всего думали о материальных благах. Хотя блага, безусловно, были. Однако тогда об этом не говорили, как не вспоминают и теперь.

Вполне возможно, что авторы сериала и действительно не знают, как было тогда на самом деле. Пятнадцать лет гласности сделали свое дело. Чтобы воспроизвести настоящую атмосферу тех времен, следует найти особый подход, говорить с особыми людьми. А может, и не нужно этого? Зачем затуманивать головы молодых любителей футбола, когда можно сделать все проще, более схематично и легче для восприятия. Если именно таким был замысел авторов кино о «Динамо», если они многое знают, но не говорят для сохранения концепции — тогда честь им за это и хвала.

ЛЮДИ «ДИНАМО»

С личностями, тем более реально существующими рядом, сложно. У каждого из одиннадцати игроков команды-победительницы свое мнение о собственной роли. Не говоря уже о тренерах и функционерах. Объективно оценить роль каждого из динамовцев в славной истории команды нелегко. Для этого нужен энциклопедический формат. Когда же есть только двенадцать двадцатиминутных серий, значительную часть из которых занимают тщательно подготовленные клипы-заставки, следует выбрать нескольких. Именно таким путем и пошла «команда Долбилова», отталкиваясь от абсолютных авторитетов, чьи имена надежно «забронзовели» в динамовской истории. «Оживив» для новых поколений фигуры главных звезд прошлого, отдав должное каждому из тренеров, фильм довольно неравноценно показал больших футболистов. А как было это сделать, когда нынешнего «пиара» в шестидесятые годы не существовало вообще, а позднейшая «раскрутка» отдельных футболистов была не всегда адекватной и обоснованной. В восьмидесятые — девяностые на смену эмоциям пришла рыночная цена игроков, которая также далеко не всегда объективно воспроизводит реальную силу футболиста и значение его для команды.

Объединить неравнозначные по качеству, объему и глубине портреты динамовских звезд фильма «Игра в «Динамо» помогла фигура Валерия Лобановского, которой фильм логично «закольцован». От форварда команды-чемпиона в 1961 к наиболее титулованному тренеру этой же команды в 2001. Не воспользоваться таким случаем, не провести рядом с историей «Динамо» историю Лобановского не осмелился бы ни один реально допущенный к отечественному телеэкрану режиссер. Зачем выдумывать что-то, когда вот она — живая история знаменитой команды. Стоит монументально и молчит. Все двенадцать серий зритель подсознательно ожидает монолога Лобановского — главного динамовца всех времен и народов. Когда же ожидание завершается безрезультатно, чувствуешь себя как после просмотра детектива, в котором не названо в конце имя преступника. Почему молчит Лобановский в фильме о киевском «Динамо»? Давайте превратим это из недостатка в достоинство — Лобановский еще не сказал своего последнего слова!

ПРОДАННЫЙ «КОРОЛЬ»

Кульминацией новейшей истории «Динамо» является первая в истории команды коммерческая международная звезда, талантливый, красивый, умный простой парень Андрей Шевченко. Выдающаяся роль этого футболиста в истории киевского клуба состоит не в его успехах — были в команде нападающие с намного большими достижениями. Уникальность Шевченко в том, что он стал первой динамовской звездой, проданной за деньги на взлете своей карьеры. Такого до сих пор в Киеве не было. Поэтому смотреть кадры последней серии эмоционально сложно. Слишком жгут нынешние проблемы киевского «Динамо» и всего украинского футбола, слишком это все болит, чтобы отстраненно анализировать короткий документальный перессказ нынешней жизни любимой команды. История последней пока что динамовской суперзвезды еще не раз будет показана и отрежисcирована.

«СКАЗОЧНИКИ»

Люди, устами которых рассказывается многосерийная история киевского «Динамо», учитывая избранный формат конспекта «для чайников», выглядят довольно презентабельно. Решил автор, что именно он лично и подобранный им перечень людей должен рассказать массе о последних сорока годах футбольной истории — так тому и быть. Однако подбор людей мог быть более тщательным в том смысле, чтобы зритель привык к стилю и манере того или иного «резонера». Вопросы, почему в кадре возникают именно эти, а не другие люди, в большинстве случаев остаются без ответа. Речь не о футболистах, которые комментируют то, что было с ними. Речь о журналистах, чья «разнокалиберность» иногда просто шокирует. Кажется, что авторы так и не нашли среди соотечественников футбольного «авторитета» масштаба Махарадзе или Маслаченко. Поэтому и не оказалось кому рассказать детям о «Динамо» от первого лица, непосредственно из Киева. Рассказать так, чтобы слушали именно нашего, а не чужих.

И собственно о языке нельзя не сказать. Кажется, только Леонид Кравчук, первый президент Украины, говорит в фильме на языке страны, которую представляет «Динамо». Русскоязычный формат сериала «Игра в «Динамо» представляется не данью объективным обстоятельствам на канале, который ежедневно декларирует свою украиноязычность. Имеем еще одну художественную попытку прекратить «заниматься глупостями» с этой украинизацией, говоря «как удобней». Учитывая то, что после полной капитуляции украинского языка в газетах и журналах, телевидение остается едва ли не последней баррикадой украинскости в украинских СМИ, выполнение серьезного документального проекта на языке соседнего государства не прибавляет этому проекту исторической привлекательности и перспективы. Может, если не детям, то внукам нашим расскажут о родном «Динамо» по-украински?

ПРОДОЛЖЕНИЕ НУЖНО

Теперь отойдем от предварительной договоренности рассматривать фильм Сергея Долбилова как продукт для тех, кто не знает. Попытка рассматривать сериал с точки зрения настоящих знатоков футбола, натыкается на целый ряд фактических ошибок, которые авторы не нашли возможности исправить, занятые поиском оригинальной формы. Когда получаешь от симпатичной девушки письмо с грамматическими ошибками, исчезает желание говорить с ней о чем-то другом, кроме танцев. Трудно поверить в то, что канал, который по десять раз в день напоминает о своей профессиональности, не способен сделать о футболе что-то большее и существеннее, чем конспективный «краткий курс» истории киевского «Динамо» в двенадцати сериях. Хочется верить, что для автора «Игры в «Динамо» Сергея Долбилова представленный сериал является только первым шагом к осуществлению проекта, способного удовлетворить настоящих знатоков футбола, болельщиков «Динамо» с многолетним стажем. Таких в Украине не один миллион, следовательно высокий рейтинг настоящему документальному кино о футболе обеспечен.

Николай НЕСЕНЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ