«Односельчане называли этого человека «Ва-кузнец», поскольку он, согласно преданиям, во время работы постоянно напевал: «Ва, ва, ва-кузнец, — говорит заведующий отделом икон Ровенского краеведческого музея Виктор Луць, который вместе с товарищем, владельцем антикварного магазина Вадимом Пономаренко обнаружил и начал исследовать творческое наследство кузнеца. — Проведенная исследовательская работа дает основания думать, что это был Хомчук Федор Куприянович, 1876 года рождения. В Крыливе еще до недавнего времени жил его внук Василий Андреевич, но, к сожалению, нам не удалось с ним пообщаться — дедушка умер три года назад и мы с посещением опоздали. Других же потомков оригинального народного мастера судьба забросила аж в Башкирию, поэтому судить о личности кузнеца можем только по его изделиям».
А личностью Ва-кузнец (будем называть его так и далее) был, похоже, нерядовой — в плане ощущения и понимания украинской народной традиции. Ровенский антиквар Вадим Пономаренко убежден, что уникальность крыливских крестов заключается «в непостижимом сочетании достижений искусства Киевской Руси и авангарда уже в нашем понимании этого термина». Свое мнение он подтверждает сравнительным анализом: «Достаточно взять любую иллюстрированную книгу, посвященную произведениям древнерусского сакрального искусства, положить рядом один из крестов Ва-кузнеца — и сомнения относительно сходства трактовки сюжета распятия и манеры выполнения отпадут сами по себе. Особенно эта параллель и почти тысячелетняя связь ощущаются во время сравнения крестов из Крылива с так называемыми энколпионами, или же мощевиками — двойными нагрудными крестами времен Киевской Руси, в которых хранились части мощей святых. С другой стороны, изделиям Ва- кузнеца присуща стилизация, очень похожая на ту, которую потом практиковали в своих произведениях Александр Архипенко, Казимир Малевич и Эрнст Неизвестный (стоит отметить, что два первых по происхождению именно из Украины. — Авт. )».
Кресты, о которых идет речь, при их внешнем сходстве, сильно отличаются в деталях — фактически ни один не повторяется. Так, скажем, фигурки херувимов, которые находятся, согласно канону, на перекладине с обеих сторон рук Христа, в одном случае изображены в виде шариков с крыльями, в другом — стилизированы под пчел, еще в другом — под бабочек. То же самое можно сказать и о дощечке над головой Спасителя с буквами «ИНЦИ» («Иисус Назорей Царь Иудейский»), которая у Ва-кузнеца трансформировалась то в листок из дерева, то в свиток пергамента, а то в царскую корону. Трактовка нимба также не лишена самобытности — он одновременно напоминает и сияние и корону: на одном из крестов безошибочно угадывается головной убор русских императоров, а на некоторых даже… двуединый венец египетских фараонов. «Относительно же фигурки самого Христа, то кузнец из Крылива не акцентировал в этом случае внимание на деталях, — продолжает Вадим Пономаренко. — Для него распятие — это обобщенный символ христианства в его православном понимании».
«Безусловно, без определенной традиции подобная стилизация в выполнении обычного сельского человека была бы невозможной, — дополняет своего коллегу Виктор Луць. — Но обнаружить связующие звенья, которые ведут от блеска средневекового Киева к прокуренной волынской кузнице новейшего времени пока что не удалось. Хотя, не исключено, что Ва-кузнец был знаком с изделиями древнерусских золотарей (именно такое название издавна-носила эта профессия; иноязычное «ювелир» стали использовать сравнительно недавно). Дело в том, что село Крылив стоит между летописными городами Дорогобуж и Корец, а эта территория, особенно в период княжеских междоусобиц, была ареной ожесточенных стычек и битв, после которых остались многочисленные погребения-курганы. Вполне возможно, что некоторые вещи из них попадали и в руки нашего кузнеца».
Определенное любопытство вызывает также техника выполнения крестиков, наиболее древний из которых, кстати, датирован 1896 годом. Это не штамповки, отлитые из готовой формы — они по своей структуре не сплошные и состоят из многих частей. В первую очередь, это основа, к которой приклепана пластина, на которой, в свою очередь, размещены отдельно изготовленные фигурки Христа, херувимов, табличка «ИНЦИ», череп (так называемая голова Адама). Материалом для работы, как считают исследователи, служили русские серебряные карбованцы. Доказательством же того, что имеем дело именно с изделиями народного искусства, которые изготавливались по заказу простых людей, а не были поставлены «на конвейер» для дальнейшей продажи, можно считать отсутствие на крестах личного клейма мастера, которое были обязаны ставить официально зарегистрированные золотари Российской империи.
На сегодня известны шестнадцать серебряных крестов, изготовленных Ва-кузнецом. Все они находятся в частной коллекции Вадима Пономаренко, которую он собирается передать в Ровенский краеведческий музей. На вопросы же, в какую сумму он бы оценил свое собрание, антиквар только ухмыляется: «Чтобы оценить, необходимо с чем-то сравнить. А я, сколько не искал, подобных образцов в других регионах Украины не обнаружил. Хотя, не исключено, что жители Киевщины, Черниговщины или Винниччины пользуются и доныне культовыми вещами, изготовленными руками безымянных народных мастеров и даже не подозревают об их исторической и творческой значимости. И если окажется, что Ва- кузнец в своей мировоззренческой манере был не одиноким, то это будет еще одним шагом к познанию Украины и ее народа сквозь призму культуры, как связывающего фактора разных уголков нашего государства».