В 1977 году в нашей столице случилась выставка прогрессивного современного искусства. Нынешняя, организованная небезызвестной в киевских культурных кругах персоной Ольгой Козловской, в общих чертах воссоздает именно ту экспозицию, представляет в основном демонстрировавшиеся на ней работы и сделана в память о ней.
Беспрецедентная для Киева 70-х акция состоялась в выставочном зале на улице Горького благодаря деятельности клуба «Рух». Ничего общего с Народным рухом у этого клуба не было — члены его увлекались, к примеру, участием в факельных шествиях, танцами под руководством французской балерины, иные занимались в секции психологии и философии, иные обустраивали собственный киноклуб и создавали визуальное искусство. Вот под сенью «Руха» и возникла идея художественной выставки, в отличие от многих интеллигентских инициатив того времени, достигшая социального воплощения. Как явление из ряда вон выходящее она обратила на себя внимание культурной публики.
Молодые (тогда) художники занимались поисками в духе «ар-деко», обустраивали в полотнах достоверные параллельные реальности и парадоксально сводили противоположности на фотоколлажах. Участие в выставке на Горького было не только заявкой таланта, но и определенным вызовом. Иные ее фигуранты впоследствии оставили занятия изобразительным искусством, но не перестали быть яркими, смелыми личностями, задававшими тон и неповторимый колорит культурной жизни Киева и окрестностей на протяжении четверти века.
К примеру, Владимир Данченко, известный как «№20» — автор глубоких и хлестких статей о психорегуляции, йоге, как психической дисциплине, специфике задач искусства в контексте разных уровней сознания. Сейчас его «Блеск и нищету магов», «Йогические ясли», «Контркультуру» и другие нашумевшие тексты можно добыть в Интернете, а лет 20 назад — только в самиздате. Если бы к самиздату было приложимо понятие «бестселлер», то именно так можно было бы обозначить работы Данченко по степени востребованности. Их зачитывали до дыр и в Сибири, и в Москве, и в Прибалтике, его терминологией пользовались как наиболее точной. Собственно, на территории Союза он был одним из самых авторитетных авторов в своей области. Данченко основывал свои исследования на материале личного опыта и интенсивной жизни своего киевского окружения. А в то, что жизнь эта была интенсивной, верится — благодаря детективной канве иных его статей, и, конечно, впечатляющей напряженности живописи — как Данченко, так и его товарищей-художников.
Среди них — такие признанные сегодня имена, как Александр Костецкий, Владимир Богуславский, Николай Недзельский. Фотоколлажи последнего были настолько впечатляющи, что у Недзельского появилась своя школа последователей, каковым, к примеру, считает себя известный киевский фотограф Александр Дирдовский. Что же до «основателя школы», то со временем он изменил жанру фотоколлажа — ради занятий компьютерной графикой.
А вот Александр Костецкий остался верен своему юношескому выбору. Теперь его полотна экспонируются в Музее современного искусства в Голландии, их закупают маститые коллекционеры, к примеру, американец Нортон Додж. Те, кто видел «Звездные войны», с удивлением обнаружили бы, что у Костецкого точные «портреты» иных тамошних гуманоидов появились раньше, чем Джордж Лукас вывел их на экран. А что до эльфийских городов из «Властелина Колец», так они во всем великолепии — на картинах Костецкого, созданных лет 30 назад.
Если искусство имеет пафос называться современным, то оно должно этому пафосу соответствовать во всем. В тематике, технике, судьбе работ — и их творцов. Четверть века, прошедшие от смелого творческого порыва участников выставки «Руха» до нынешней выставки на Печерске, дают право говорить, что эти судьбы полноценно адекватны своему времени. Более того, позволяют утверждать: они сделали это время, и на вопрос «кто чей современник» после посещения выставки ответить легко.