Довольно редко можно встретить «лояльные» для участников условия: возрастной ценз — от 16 до 40 лет, диапазон номинаций безграничен: дуэты, трио, квартеты, малые (до восьми человек) и хоровые (до шестнадцати участников) ансамбли. Как, кстати, и призовой фонд, который называется «эконом-класс»: как и в прошлом году, наградами лауреатов служили обеспеченные Представительством «Россотрудничество» и Посольством РФ в Украине сертификаты на учебу в ведущих музыкальных вузах России, а также дипломы — всем участникам конкурса, включая концертмейстеров. Кроме того, победителям были обещаны гастрольные турне и концертные выступления на престижных площадках столицы в следующем году. Но это как раз тот случай, когда престиж конкурса — это в первую очередь именитое жюри во главе со всемирно известным композитором Евгением Станковичем, с которым в «ансамбле» сотрудничали заслуженный деятель искусств России Михаил Агин, заслуженный артист Беларуси, профессор Виктор Скоробогатов, народная артистка Светлана Добронравова и другие известные музыкальные деятели.
Получить высокую оценку собственных талантов от достойных судей — значит установить для себя определенную планку исполнительского мастерства, важную для дальнейшего творческого роста.
Организаторами конкурса выступили Национальный музыкальный комитет Международного музыкального совета ЮНЕСКО, Представительство «Россотрудничество», Благотворительный фонд «Виват Арт» при поддержке Министерства культуры Украины и Главного управления культуры КГГА.
Оргкомитет очень удачно выбрал тематическую «нишу» для определения концепции этого мероприятия. Личность выдающегося украинского композитора Дмитрия Бортнянского, 260-летие со дня рождения которого отмечается в этом году (семья художника, согласно научному исследованию известного музыковеда В. Иванова, родом с Лемковщины, а сам композитор родился в Глухове — этой настоящей, как сказали бы в былые времена, «кузнице музыкальных талантов»), является притягательной для всего культурного мира. Перу выдающегося мастера, который большую часть жизни творил в России, принадлежат выдающиеся музыкальные произведения — оперы, кантаты, хоровые духовные концерты, клавирные сонаты, инструментальные ансамбли, романсы. В его музыке тесно переплелись традиции украинского хорового исполнительства, западноевропейского барочного искусства (учился в Италии), классицизма и романтизма.
— Основная цель конкурса — возродить искусство вокально-хорового творчества Д. Бортнянского, ведь не во всех консерваториях есть отделение вокальных ансамблей, поскольку это сложное направление, — подчеркнула председатель Оргкомитета Светлана СУХОМЛИНОВА. — Надеемся, что благодаря нашему конкурсу эта традиция возродится.
А директор конкурса Владимир Соболев отметил, что кроме произведений академического и народного жанров во время выступлений конкурсантов прозвучали дуэты и трио из оперетт и мюзиклов, «отодвинутых в тень современной поп-музыкой». Трудно не согласиться и с мнением руководителя Представительства «Россотрудничество» Константина Воробьева, что этот конкурс «призван способствовать духовной самореализации молодых исполнителей».
Участие около 20 ансамблей из Украины, России, Беларуси и Китая, в составе которых студенты музыкальных вузов Киева, Львова, Одессы, Днепропетровска, Луганска, Запорожья, Тернополя, Чернигова, Кировограда, Минска, Москвы, создали несколько пеструю, однако яркую панораму заряженной мощной энергетикой творческой молодежи, которая продемонстрировала профессиональный уровень исполнения классической академической и народной музыки.
Гран-при завоевал Академический камерный хор им. Д. Бортнянского из Чернигова. Этот коллектив стал достойной эмблемой и конкурса, и заключительного концерта победителей, который состоялся в Национальной филармонии. Блестящее выступление хора, управляемого главным дирижером хора Иваном Богдановым, продемонстрировало монолитное звучание, поразительную синхронность, сбалансированность голосов, а все вместе — благородство и торжественную праздничность музыки Дмитрия Бортнянского. И, по-видимому, это было лучшим чествованием композитора, чье имя носит конкурс.
Собравшихся поразило зажигательным исполнением популярной грузинской песни «Сулико» в оригинальной обработке Рубена Толмачева выступление лауреата первой премии — мужского ансамбля «Сoncord» (Киев). Квартет «Аккорд» Тернопольской филармонии — обладатель первой премии — пленил насыщенным звучанием мужских голосов, когда запел украинскую народную песню «Ой чий то кінь стоїть» в обработке руководителя коллектива Евгения Гунько.
Мастерством исполнения запомнилось публике выступление киевского ансамбля «Мереживо» (песня «Ой на горі сніг біленький»). Фольклорную линию подхватил ансамбль «Многая лєта» Киевского национального университета культуры и искусств (первая премия; руководитель Анна Коропниченко), еще раз подтвердив бесконечную привлекательность традиций аутентичного хорового пения. Это был почти что хор им. Г. Веревки в миниатюре. Интересно, что даже такая несколько «заезженная» песня, как «Ой, Марічко, чичері» в оригинальной обработке И. Жука, с «пряными» гармоническими находками, буквально «на ура» была подхвачена залом, очарованным выступлением мужского вокального ансамбля «La Vivo» из Львова. Несомненный успех выпал и на долю дуэта из Киева в составе Вадима Митряева и Галины Ходакивской, которые озвучили знаменитый «дуэт котов» Дж. Россини («Duetto buffo di due Catti») и проявили незаурядную пластичность и изобретательность в мизансценическом оформлении выступления.
Думаем, нынешний конкурс имени Д. Бортнянского вполне отвечал возложенной на него миссии, на что обратила внимание Президент Благотворительного фонда «Виват Арт» Светлана Сухомлинова: «Конкурс является средством просветительского и воспитательного воздействия на формирование интеллекта и сознания человека».