Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Куклы-мотанки из Черкасщины

Ниточка как пуповина и ветряк на батарейках
1 июня, 2010 - 20:14
НАТАЛЬЯ КУЗЬМЕНКО ДЕЛАЕТ МОТАНКИ ИЗ РАЗНООБРАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ, НО БОЛЬШЕ ВСЕГО ЛЮБИТ РАБОТАТЬ СО ЛЬНОМ, ХЛОПКОМ ИЛИ СТАРИННЫМ ДОМОТКАННЫМ ПОЛОТНОМ / ФОТО АЛЕКСАНДРА СОЛОНЦА

Наталья Кузьменко для изготовления мотанок использует самый разнообразный материал: ткань, бумага, трава, древесина, солома, глина, пластик и даже обычная кукуруза в руках мастерицы превращаются в кукол. Однако больше всего по вкусу ей работать с льном, хлопком или со старинным домотканым полотном.

Мотанки делали в Украине издавна. Использовали старые вышитые полотенца, ненужные лоскутки ткани (корда нужно было, их красили естественными красителями — соком шелковицы, отваром коры дуба, бузины, крапивы...). Вместо лица у такой ляли всегда был крест — древний оберег, имеющий мощное защитное значение.

— Брала бабка все, что в сундуке находила, да и крутила. Иногда так хочется подержать в руках тех кукол, что их еще Марко Грушевский исследовал, аккуратно размотать, чтобы посмотреть, что там внутри, как они сделаны-смотаны, — рассказывает Наталья Кузьменко.

Прежде чем начать работу, умелица раскладывает на столе все необходимое — лоскутки ткани разного размера и цвета, нитки. Мастерица тщательным образом подбирает цвета вышивок на сорочке, узор запаски, ляховочки, платочек, веночек... И все время акцентирует внимание на том, чтобы не было «цыганщины». Говорит, что любит минимализм в цвете и форме, стремится, чтобы куклам была присуща деликатная толерантность. Для начала берет белую ткань — чистое, намоленное полотно. Кладет большой моток нитей в глиняный горшок и крутит головку куколки.

— Чем интересна эта работа — сама символика усиливается мыслью, что ниточка не обрезается, пока «дитя» не родится, пока кукла не скрутится. Символ бесконечности нашего житья-бытья. Так же, как крестик, делается вся накрутка, и эта основная нить идет и идет. Пока полностью вся кукла не скручена и не готова. Как пуповинка, когда ребенок рождается, — объясняет мастерица.

Для того чтобы сделать крест, Наталья берет черную и красную ниточки. Но белую при этом не обрезает. Работа с несколькими нитями сразу — ее профессиональная находка. Предыдущую нить закрепляет следующим кругом, придерживает пальцем, задевает петельку одну за другой и снова привертывает — как в вязании. Линия глаз может быть на две-три ниточки больше, чтобы глаза были выразительнее. И желательно, чтобы вертикальная линия на кресте лежала сверху, тогда линия носа очень четкая. Еще важно, чтобы линия креста шла ниже от центра, чтобы оставалась частица, на которую можно надевать головной убор. Нередко куклы-мотанки делают с большой грудью. Такие себе эротичные модели. Но их лучше делать в подарок маме, которая только что родила дитя, чтобы молоко прибывало. Потому что такая кукла действует как заклинание. Над ней даже читают определенные молитвы.

Одеяние простое, но изысканное. Ляховочка и исподняя рубашечка узенькие, а намиточка — пышненькая. Дальше — корсетка. Их могло быть две или даже три, потому что не было в простой семье жупана, как хотелось бы. Еще опоясывает куклу поясом и надевает ниточку собственноручно сделанных и выжженных в печи бус. На головку — веночек.

«Только родилась, а уже фотомодель!», — смеется мастерица, наблюдая, как только что смотанная кукла «позирует» перед объективом. В действительности за один присест куклу-мотанку трудно сделать. Иногда на такую кропотливую работу у мастерицы идут недели. Если что-то где-то не так, придется перематывать. И так множество раз, пока не выйдет красивая ляля. В этом мастерица взыскательна и очень требовательна к себе. Собственно, требовательность сказывается во всем. Вспоминает, как организовывала персональную выставку:

— В зале поставила небольшой ветрячок, который должен был крутиться по солнцу. Но что-то не получилось, и ветряк начал вращаться в другую сторону. Я была в шоке! Попросила людей не пускать в зал, переставила там все, отремонтировала ветряк, потому что все должно быть, как задумано, как в природе! Чтобы крутился на рост, на процветание, а не наоборот. Кстати, тот ветрячок очень понравился одному маленькому мальчику. Я тогда для малышей делала мастер-класс, после которого они задавали мне разные вопросы. И вот этот мальчик говорит, что у него технический вопрос. Что же такое может быть техническое? Ведь я же все показала. А у него еще такая кукла вышла — все время крест сползал... Тогда он спрашивает: «А как у вас ветряк вертится?» Вот какой! Ветряк заинтересовал его больше, чем куклы! Пришлось сознаваться, что там внутри батарейки, — смеется Наталья.

Виктория КОБЫЛЯЦКАЯ, Черкассы
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ