Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Культурная политика: «без рояля»

В экспоцентре «Спортивный» прошла шестая международная книжная ярмарка «Книжный мир»
15 ноября, 2004 - 20:12

Его программа предусматривает не только презентацию новых изданий, деловые контакты, но и многочисленные «круглые столы», цель которых — не только проартикулировать проблемы, но и обсудить пути их решения. Проблемы — от узкопрофессиональных до общих.

Есть ли в Украине культурная политика? Можно ли считать современную Украину культурной нацией? Что нужно сделать для того, чтобы исправить положение? Ответ на последний вопрос объединяет в себе все три темы обсуждения. Итак, на «круглом столе» говорилось об общем состоянии украинской культуры. Представители основных культуроносных сфер, по словам модератора конференции Юрия Макарова, «поделились своими рефлексиями» по этому вопросу.

Оксана ЗАБУЖКО, писательница:

— Сегодня культура существует сугубо по советскому принципу, по которому значение ее ограничивается только «песнями-танцами», которые нуждаются в содержании за государственные средства. Это — сугубо тоталитарная основа понимания культуры, унаследованная нами еще со сталинских времен. Такое понятие и восприятие культуры в современном мире абсолютно неактуально. Культура не является отдельной сферой жизни. Она — ценность общества. Ныне по всем документам ООН уровень жизни в каждой стране оценивается не в цифрах доходов на душу населения, он оценивается по так называемому индексу гуманитарного развития, где обеспечение культурных прав граждан и свобода их реализации считается абсолютным приоритетом.

А в сегодняшнем украинскому политикуме нет понимания отношений, свойственных всякому цивилизованному обществу, между государством и культурой. Что же требует культура от государства? Финансирование и дотации — важный момент, но не определяющий для культуры в целом. Культура независима и самоценна. Ей нужны две базовые вещи: должное правовое поле и, как ни парадоксально, состоятельное общество — богатые люди, богатые потребители культуры. Тогда общество самостоятельно профинансирует культуру, купив ли билет на спектакль стоимостью 100 — 200 гривен, либо купив книгу.

Есть еще одна проблема — информирование. Ситуация освещения культуры в СМИ — трагическая. Реально сфера культуры в СМИ оказалась остаточной и факультативной. В ней творится информативный беспорядок, не предполагающий никакой ответственности журналиста за написанное слово.

Следует понять, что культура — живой организм, который б удет развиваться тогда, когда создадут соответствующий общественный климат, в первую очередь, законодательный. Культура должна быть не группой «лагерных придурков» (из романа Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»), которой администрация бросает кости со своего стола. Культура хочет стать на содержание обществом, именно таким, которое смогло бы должным образом профинансировать эту сферу.

Юрий МАКАРОВ, тележурналист («1+1»):

— Байка о рояле. Одной из областных филармоний госадминистрация пообещала рояль. Представитель филармонии идет в госадминистрацию, где говорят, что рояля не будет, потому что деньги пошли на отчетные концерты областей во Дворце культуры «Украина»... Мораль: Если мы решим, что нам в принципе в Украине нужны филармонии, в частности в областях, то нужно априори предусмотреть, что в них должен быть хоть один рояль.

Михаил ИЛЬЕНКО, кинорежиссер:

— Я бы хотел обратить внимание на то, что болит именно мне, киношнику. У нас сегодня так много политики, что создается впечатление, что мы скоро получим передозировку ей. Однако наркотическая зависимость нам, думаю, не грозит. Должен быть баланс: есть политика, есть культура, есть носители культуры. Наша задача: уравновесить, сохраняя все в нормальных пропорциях, чтобы не было передозировок.

Евгений КАРАСЬ, галерейщик:

— Программа деятельности Кабинета Министров «С целью обеспечения всестороннего доступа к культурному достоянию, формирования высоких культурных запросов граждан, улучшения условий творческой деятельности, укрепления позитивного культурно-художественного имиджа Украины в мире» как раз и создает правовое поле для существования культуры. Но, как мне кажется, здесь чрезвычайно важен факт ответственности, профессионализма и желания сделать Украину культурным государством. Эти моменты данной программой явно не предусмотрены.

Сергей ПРОСКУРНЯ, театровед:

— Мы сейчас находимся в ситуации хаоса. И, к сожалению, те усилия, которые несколько генераций деятелей искусства и культуры прилагали до 1991 года и которые должны были концентрировано превратиться в фактуру законодательной базы, определенных стратегических документов, и стать по сути основанием для развития будущей независимой украинской современной культуры и искусства, стараниями определенных лиц и фигурантов были превращены в хаос и распыление. И то, перед чем мы сейчас стоим, вызывает необходимость снова засучить рукава и гармонизировать нашу работу.

В первую очередь, думаю, следует систематизировать все субъекты творческой деятельности в Украине. Это колоссальная и необходимая работа. После того, как сформируется база данных, можно будет строить информационную политику в области культуры и искусства.

Леонид ФИНКЕЛЬШТЕЙН, издатель:

— В прошлом году мы поехали в Одессу. Зашли в тамошний книжный магазин. В отделе «Иностранная литература» находим свои книги. Вот она — культурная политика государства! Оказались в Полтаве. Заходим в государственные книжные магазины. Хотим поставить на продажу свои книги. Вместо этого получаем ответ: «А у нас такое никто не читает!» Вот она — культурная политика государства!

Мы не можем обвинять российскую книгу в том, что она вытесняет отечественную. Ведь у нас не экспансия русской литературы, у нас экспансия русской попсы. И только СМИ могут помочь убедить в этом наше общество.

Александр АФОНИН, президент Ассоциации украинских издателей:

— Я тщательно проштудировал все документы, которые касаются культурной политики, принятые разными правительствами Украины, разными премьер-министрами в течение последних девяти лет. Ни в одном документе я не нашел слова «книга». Она априори отсутствует в нашей культуре, в нашей социальной политике, в документах, которые выстраивают научную стратегию, ее нет. То есть она якобы существует, но как байстрюк — все знают, что она есть, но никто ее не признает.

Подготовили Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ, Владимир ДЕНИСЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ