За танцевальным конкурсом «Евровидение-2008» в Глазго с напряжением следила вся страна, держа кулаки «за победу» нашей пары — 30-летней гимнастки, олимпийской чемпионки Лилии Подкопаевой и 22-летнего профессионального танцора Сергея Костецкого. И хотя жюри конкурса явно недооценило украинскую пару, зрители дружно за нее проголосовали. В итоге вывели в призеры, на третье место. О конкурсе и о себе рассказывает газете «День» олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Лилия Подкопаева.
— Лилия, поздравляем вас с отличным выступлением на танцевальном «Евровидении». Ваши впечатления от конкурса?
— Общее впечатление — это феерично, здорово, классно. «Евровидение» — очень интересный и потрясающий конкурс. И проводится он на высочайшем организационном уровне. Интересно было наблюдать за подготовкой и работой телевидения на Западе. Для того, чтобы в прямом эфире все было четко и ясно (как говорится, без сучка и задоринки), мы, танцоры, предварительно прогоняли свои программы по шесть раз. Это довольно сложно — выдержать столько генеральных репетиций, причем с прической, макияжем и в костюме, которые будут в прямом эфире. Это делалось на случай каких-либо форс-мажорных обстоятельств. Мы с прогонов просто-таки выползали, потому что усталость после них была чудовищная. Ведь приходишь в зал в десять часов утра, а уходишь — в десять вечера. Поэтому даже не спрашивайте меня, понравилось ли в Глазго, как Шотландия... Скажу сразу, что абсолютно ничего не видела, кроме гостиницы и зала. Наша гостиница была совмещена с танцевальным залом, мы могли туда попасть, просто перейдя по переходу.
— С кем-то из соперников подружились?
— Да. У нас сложились хорошие, теплые отношения с парой из России, в которой танцевала Таня Навка, олимпийская чемпионка по фигурному катанию, и Александр Литвиненко, с парой из Польши — Эдитой Хербуш и Марчином Мрочеком, с которым были знакомы и раньше, и с парой из Азербайджана — Анной и Эльдаром. Когда проходили репетиции, мы друг друга поддерживали, помогали. Иначе тяжело было бы выдержать ту нагрузку, которую нам дали. В довершение к шести прогонам личных танцев были еще и репетиции общего танца, когда все пары должны выходить на паркет. И хотя это тяжелый, изнурительный труд, но зато потом зрелище просто шикарное.
— Как вы отнеслись к третьему месту? Огорчились?
— Нет. На «Евровидении» мы сделали максимум того, что могли. Мы — в тройке лучших! Не скрою, конечно, ехали за победой. Стремление к первенству во мне воспитывали с детства. Но главное в жизни — это победа над собой. Наш тренер Полина Комысова сказала: «Вы перетанцевали самих себя. Все, что вы делали на тренировке, было хорошо, но на сцене — еще и очень круто». Так считает и известный хореограф Владимир Елизаров, который внимательно следил за соревнованиями. Он сказал, что если в «Танцах со звездами» я была еще с гимнастическим уклоном, то сейчас уже полностью растанцевалась. И в джайве (а это самый тяжелый танец, который обычно танцуется в конце латиноамериканской программы) показала себя отлично. «На мой взгляд, вы должны были получить высшие оценки судей», — считает Владимир Альбертович.
— Мне тоже кажется, что судьи занизили оценки...
— Я не имею права обсуждать судейство, ведь я участница этих соревнований. Но мне оно непонятно. Владимир Альбертович, например, считает, что судьи себя дискредитировали, оценивая конкурс. Согласитесь, странно, что они паре из Дании, которая не показала ни одного танцевального элемента ни из европейской, ни из латинской программы, поставили 12 баллов. Нам и паре из России дали шестое-седьмое места, а телезрители нас буквально «вытащили» в призеры. По условиям конкурса, нужно было сохранить в бальном танце национальный колорит. И мы, как послушные конкурсанты, все это сделали. И еще эти требования полностью выполнила пара из Литвы. И больше никто. Оказалось, что все это было абсолютно никому и не нужно. За невыполнение этих условий никого не наказали.
— Что было самым тяжелым на «Евровидении»?
— После выступления ждать, как идет голосование зрителей. Все остальное — и нагрузки, и нервное напряжение конкурса — было значительно слабее. Ожидание результатов тянулось бесконечно. В висках стучало и казалось, что вот-вот разорвется сердце. Мне хотелось закрыть глаза и уши, ничего не слышать, особенно — не видеть экран. Хотя мысленно уговаривала себя, что это всего лишь шоу. Но везде, где присутствует элемент оценивания, волнение неизбежно. Я спрашивала у многих артистов: неужели вы ни капельки не волнуетесь, выходя на сцену? Помню, как перед выходом в «Танцах со звездами» волновался Юра Горбунов, хотя и пытался с нами шутить. Мне он тогда сказал, что каждый раз у него «как первый». И что волнение — нормальное состояние артиста.
— А что было самым приятным?
— Наша группа поддержки. Она была, пожалуй, самая яркая на конкурсе. Девчонки сделали шикарные венки из лилий и роз, а мальчишки облачились в украинские вышиванки. Самым колоритным был лысый персонаж с казацкими усами и «оселедцем» на голове. Приятно было также видеть в зале украинские флаги и чувствовать поддержку украинской диаспоры, которая пришла поболеть за нас.
— Что вам помогает побеждать?
— Воспитание. Установка никогда не сдаваться, идти вперед, делать соответствующие выводы. Если были ошибки, пытаться их исправить. Спорт воспитывает дух победителя, закаляет, делает человека железным, делает его сильнее, смелее, опытнее, лучше. В спорте по-другому нельзя. Наверное, и в жизни тоже. Ведь она бывает порой и злой, и жесткой, и даже жестокой. Когда выживают только сильные. Я лев по гороскопу, знак огня. Человек, если хочет чего-то добиться в жизни, должен загореться идеей. И тренер так меня воспитывал: гореть, выделяться, не быть серой массой. Если ты не серая масса — готовиться, что о тебе станут говорить, и не всегда хорошо, обязательно будут критиковать. И нужно подняться на две головы выше других, чтобы выстоять, не сломаться. Знание того, что суд людской будет всегда, если ты не похож на других, помогает не обращать на эти разговоры никакого внимания. Ведь нравиться всем невозможно. В нашей стране 46 миллионов жителей. Всем не угодишь. Не бывает всегда все гладко. Даже у роз есть шипы и колючки. Так что, как говорится, собаки лают, а караван идет.
— Лилия, вы глава Международного благотворительного фонда «Здоровье поколений». Как вы пришли к его созданию?
— Мы занимались благотворительностью давно. Но все это было неофициально. Это и зов сердца, и воспитание родителей. Мой муж Тимофей с 1989 года начал оказывать благотворительную помощь. Он седьмой ребенок в семье. И его всегда учили помогать другим, делиться, отдавать частичку своей души, сердца. Самое малое, чем мы можем пожертвовать, — это своим временем. Часто уделить внимание человеку, поговорить с ним, стоит гораздо больше, чем дать ему в руки что-то материальное — деньги, конфеты или игрушки. Человеку важно знать, что о нем кто-то думает, помнит, заботится. Фонд был создан для того, чтобы пропагандировать здоровый образ жизни, помогать молодым перспективным спортсменам и ветеранам спорта. Но сейчас к нам обращаются многие и с разными просьбами. Например, чтобы помогли прооперировать. Мы получаем тысячи писем. Конечно, всем помочь не в силах. Я понимаю боль родителей и очень расстраиваюсь из-за их бед. Но я не бизнесмен, не фабрикант, не промышленник. У нас нет завода, который бы давал доход. Тем не менее семнадцать тысяч человек уже получили благодаря нам адресную помощь. Это дети-сироты, инвалиды, ветераны-спортсмены, больные туберкулезом и раком, ВИЧ-инфицированные. Недавно мы приняли участие в судьбе тройняшек, оставшихся сиротами. Их мама умерла от рака, а отец погиб в шахте. Девочки остались на попечении старшей сестры, которая воспитывает своего двухлетнего ребенка. Помощи от государства в 1200—1300 грн., естественно, не хватало даже на еду и одежду. Сейчас тройняшки живут в Киеве в общежитии и учатся в Университете культуры. Помог им найти себя в этой жизни «поющий ректор» Михаил Поплавский. Девчушки раньше даже подумать не могли, что из депрессивного города Снежного попадут в столицу. Они очень хорошо танцуют и как капли воды похожи друг на друга. Возможно, свяжут свою жизнь с шоу-бизнесом. Ведь их похожесть может стать изюминкой в балете любого артиста.
— Все сейчас жалуются на нехватку времени. А у вас как с этим?
— Если время распределить правильно, то его хватит на все. И на работу, и на встречи с друзьями, и на благотворительность, и на воспитание детей. Я обычно никогда никуда не опаздываю. Меня так воспитали. Неважно, пробки на дорогах, не пробки. Я стараюсь успевать и очень злюсь, когда опаздывают другие.
— Говорят, точность — вежливость королей...
— Наверное. Во всяком случае, необязательные люди высоких результатов добиться не могут. А мне приходилось быть точной с детства. Чтобы мне, маленькой, в семь утра не опоздать на тренировку, приходилось вставать в пять часов. А в полшестого уже выходить из дому, чтобы ровно в семь стоять, уже переодетой в спортивную форму, и ждать тренера и его указаний. У меня и муж Тимофей так воспитан.
— Как вы снимаете стресс?
— Мне помогает придти в себя и восстановить баланс моя семья. Дети приводят в тонус, дают душевное равновесие и спокойствие. Я также люблю сходить в кино с друзьями и мужем. Хорошие фильмы и книги тоже снимают стресс.
— У вас двое детей — сын Вадим и дочь Каролина. Что главное в воспитании детей?
— Все должно быть гармоничным — и духовное развитие, и физическое. Родители ни в коем случае не должны решать за своих детей, чем их чада будут заниматься в жизни. Нужно дать им возможность все попробовать: и то, и другое, и третье. Думаю, мои дети лет с пяти займутся и спортом, и искусством. Но право выбора останется за ними. Считаю, ни в коем случае родители не должны стремиться воплотить свою несбывшуюся мечту в детях. Ведь малыши могут затаить обиду на всю жизнь за то, что заставили их заниматься нелюбимым делом. Мне хотелось бы, чтобы дети стали профессионалами, чем бы они ни занимались.
СПРАВКА «Дня»
Лилия Подкопаева — обладательница 45 золотых, 21 серебряной и 14 бронзовых медалей на международных соревнованиях (не считая национальных). Абсолютная чемпионка мира (Япония, Сабае), обладательница Кубка Европы, абсолютная чемпионка Европы (Великобритания, Бирмингем), абсолютная чемпионка Олимпийских игр (США, Атланта). Заслуженный мастер спорта Украины (1994). Судья международной категории. Лилия окончила Киевский институт физкультуры по специальности «тренер-преподаватель» и Донецкий государственный университет управления. В настоящее время собирается развернуть в Донецкой области сеть гимнастических школ. Основательница и глава Международного благотворительного фонда «Здоровье поколений». Организатор спортивного фестиваля «Золотая Лилия», который в этом году в Киеве будет проходить уже в восьмой раз.