Третьего февраля состоялось награждение лауреатов литературной премии «ЛитАкцент года», учрежденной интернет-изданием «ЛитАкцент». Экспертная группа этой премии на протяжении года ежеквартально отслеживает достижения и неудачи украинских писателей и в итоге определяет победителей в трех номинациях: «художественная литература», «литературоведение» и антипремия «Золотой пузырь» за неоправдавшиеся надежды и провалы писателей.
Начал награждение главный редактор «ЛитАкцента», постоянный автор «Дня», профессор Владимир ПАНЧЕНКО. Вполне резонно предчувствуя противоречивую реакцию на объявление победителей, кто бы ими ни оказался, он начал с предостережения:
— Никакой рейтинг или премия, конечно, не могут претендовать на абсолютную истину. Это лишь одна из возможных точек зрений, а истина находится на пересечении разных точек зрений.
Победителем в номинации «художественная литература», обладателем диплома и пяти тысяч гривен стал Юрий ЩЕРБАК со своей книгой «Время смертохристов» (издательство «Ярославів Вал»). Это своеобразная антиутопия, посвященная мрачному воображаемому концу ХХІ века.
Сам писатель, комментируя награждение, не воздержался от публицистических предостережений:
— Не ждал этой премии, вообще-то, я впервые принимаю участие в такой церемонии. В моей книге каждый сможет найти для себя что-то свое. Очень важны во «Времени смертохристов» элементы абсурда, сюрреализма, потому что я считаю, что такой способ письма — единственно возможный реализм по отношению к современному абсурдному миру, в котором искажены человеческие чувства, достоинства. Не хочется, чтобы наши потомки увидели ту жизнь, которая надвигается. Ведь действительно начинается, условно говоря, новый мир. Недавняя «война» с сайтом ех.ua в украинском Интернете это подтвердила — теперь компьютерными атаками можно заблокировать жизнь целой страны! Я считаю, главное, чтобы в этих новых условиях мы сохраняли вечные истины — добро, милосердие, сочувствие.
Кроме Юрия Щербака в «краткий список» художественной литературы попали также «Хронос» Тараса Антиповича и «Underword» Издрика.
Но еще больше эмоций вызвала антипремия «Золотой пузырь» — «Лексикон интимных городов» Юрия Андруховича (издательство Meridian Czernowitz). Это громкое решение прокомментировала Татьяна ТРОФИМЕНКО:
— Юрий Андрухович — прекрасный и талантливый автор. Он может все — даже написать путевые заметки на 600 страниц. Я думаю, прочесть это могут лишь его фанаты, а украинская литература ждала от него значительно большего, романа, равного его первым книгам. Само сравнение ожиданий и результата и дало пузырь.
«Пузырь» для Андруховича у многих вызвал невосприятие. В Интернете уже появился ряд едких комментариев. Зато, кажется, не вызвала особых страстей номинация «литературоведение». В ней мирно победила Лариса МИРОШНИЧЕНКО с текстологическим исследованием «Леся Украинка: жизнь и тексты» (издательство «Смолоскип»).
Сама исследовательница тоже «прорекламировала» текстологию:
— Рукописный текст — это явление, которому я не перестаю удивляться и посвящаю всю свою работу. Что касается архива Леси Украинки, которому посвящена эта книга, он — колоссальное сокровище, которое приближает и будет приближать ее творчество к нам. В общем, рукопись — это многослойное мышление писателя, связь его мысли и руки. И то, что может исчезнуть в компьютере, никогда не исчезнет в тексте.
С вручением «литакцентовских» наград, кажется, завершается зимний сезон литературных премий. С одной стороны, они — повод лишний раз напомнить о том или ином издании, с другой — не нужно забывать: главное все-таки текст, а не регалии.