Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ловец снов и недотепа

12 июня, 2003 - 00:00

Последняя новость сезона: бывший народный любимец Стивен Кинг пытается восстать из полумертвых. Использует для этого самое действенное средство: кинематограф. Ведь чем дальше в прошлое уходят 1980-е, весьма успешные для многотомного производителя ужасов, тем меньше внимания обращают на Кинга. С такой фамилией и не царствовать? К тому же, эта простая диалектика бьет по карману: нет экранизаций — нет больших тиражей, нет тиражей — нет денег, признания, отзывов прессы и многих других приятных вещей. Нет, Старина Стивен как настойчивый предприниматель с этим смириться никак не может.

Очередное воскрешение состоялось в картине «Ловец снов», снятой Лоренсом Касданом, причем с довольно известными и неплохими актерами — Морганом Фриманом, Джейсоном Ли, Томом Сайзмором. Рекламные ролики выглядели весьма привлекательно. Но что же предлагает новое кинговское кинопроизведение?

Оказывается, ничего нового.

Четверо друзей детства отправляются на зимний отдых в лесную глухомань. Они, эти друзья, по совместительству еще и телепаты. А научил их всяческим паранормальным штукам один чудаковатый, сумасшедший мальчишка, которого они в детстве спасли от хулиганов. Проходит много лет, и вот четверка попадает в переделку: оказывается, их зимний оазис находится в самом эпицентре десанта... инопланетян. Конечно, эти чудовища — просто отвратительные, с челюстями и гадкими хвостами, — равно как и спецотряд армии США, прибывший уничтожить их, — не знает пощады. Идет война на уничтожение. Причем инопланетяне имеют способность размножаться и путем откладывания яиц, и путем инфицирования человеческого тела, и вообще в виде какой-то красной плесени. Поэтому командир отряда, которого играет строгий Морган Фримен, хочет перестрелять вообще всех жителей городка. И, в конце концов, сам становится жертвой собственного фанатизма.

В неравном поединке с чудовищами двое друзей погибают, еще в одного вселяется та гадость, и только последний из них дает захватчикам достойный отпор. В конце оказывается, что и тот сумасшедший мальчишка из их общего детства — тоже пришелец, но хороший.

Согласно всем канонам жанра, наши побеждают, пусть и не без потерь.

Но все это зрелище выглядит весьма устарелым. Спецэффекты сейчас делают намного интереснее, да и сказок о нехороших зубастых пришельцах уже было столько, что выдумать что-то новое здесь просто невозможно. Касдан и Кинг ничего и не выдумывают. Они просто старательно пережевывают все штампы фантастического хорора, надеясь, что сойдет и так.

Оно, конечно, сойдет. Однако — кому оно, по большому счету, надо?

Разве что пришельцам. Приятно все-таки, когда в Голливуде о твоих захватнических возможностях такого высокого мнения.

В отличие от американцев, французы в свой любимый, можно сказать, общенациональный жанр — комедию — постоянно впрыскивают свежую кровь. Поэтому даже в самой распоследней французской продукции шутки априори будут острее, а геги — остроумнее, чем в любом голливудском «многобюджетнике». «Грегори Мулен против человечества», недавно появившийся в нашем прокате, — типичная комедия положений и трюков, — жанр, кстати, весьма популярный в той же Америке. С одним но...

«Грегори Мулен» — это комедия действительно смешная, во всяком случае, в большей своей части. Недотепа Мулен весь фильм пытается попасть на первое свидание с женщиной, которую любит. И все окружающие все время ему активно мешают. То он в полицию попадет, то его сумасшедший таксист пытается подстрелить, то какой-то сексуальный извращенец преследует, то какая-то заумная девчонка хочет вместе с ним умереть. Да еще, ко всему прочему, в Париже — массовый психоз: все смотрят финал Кубка Франции по футболу, и никому до сердечных проблем отдельного индивида нет никакого дела. Ну не везет бедняге Мулену, хоть тресни.

А его пассия — особа весьма романтичная. Читает, не отрываясь, «Мадам Бовари» посреди толпы озверевших болельщиков, и хоть бы что. В конце концов Грег до нее добирается, и оказывается, что она его тоже давно и преданно любит. И все якобы уже хорошо, однако вдруг Мулена настигают все его сегодняшние преследователи. И просто-таки убивают друг друга. А виновным в этом массовом смертоубийстве суд признает Мулена.

Фильм сделан очень изобретательно, и часто — смешно. Сам исполнитель главной роли — Артур где Пенгуерн — немного похож на Чарли Чаплина и уже тем интересен: такой себе трогательный проходимец. А сюжетная структура фильма сделана по тем же принципам, что и недавняя знаменитая «Амели».

Но под финал, кажется, фантазия авторов истощается. Они не знают, чем закончить, и отпускают Мулена из тюрьмы, а потом вообще отправляют его с любимой туда, где нет футбола, — на Луну. И там влюбленные учат танцам зеленых инопланетных человечков. Вот это да! И якобы Стивен Кинг в сценаристах не значится. Что-то, видимо, там, во вселенной, есть...

Так или иначе, но подобная развязка выглядит высосанной из пальца. Но смешно таки было. А что еще требуется от комедии?

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ