Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Львовская изысканность в Одессе

В залах галереи NT-Art открылась выставка галицких мастеров
18 мая, 2011 - 19:46
«ЗАЛИВ» МАРГИТ РАЙХ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ГАЛЕРЕЕЙ NТ-АРТ

Недавно это заведение отметило третью годовщину со дня основания. Сегодня это одна из наиболее модерных, европейского уровня галерей Одессы, известная широкой географией своих контактов, популяризацией как классики ХХ ст., так и современного актуального искусства. Представленные произведения приобретены преимущественно на аукционах и все являются собственностью галереи.

Основу коллекции составляют работы корифеев львовской живописи Романа Сельского (1903—1990) и его талантливого ученика Владимира Патыка (род. в 1929 г.). Среди прочих — полотна таких ярких живописцев, как Маргит Райх-Сельской (190—1980), Михаила Мороза (1904—1992), Олексы Смих-Шатковского (1908—1973), Карла Зверинского (1923—1997), наших современников Любомира Медвидя, Николая Андрущенко, Дмитрия Паруты. Отдельно можно выделить полотно одного из самых старших среди прославленных львовских художников Антона Манастырского (1878—1969), который, как Олекса Новакивский и Иван Труш, стоял у истоков львовской школы.

Искусство львовян привлекает своей изысканностью, высокой общей культурой, декоративностью и самоценностью живописи, смелостью формальных экспериментов на пленэре. Представлен творческий багаж художников нескольких поколений, талант которых шлифовался десятилетиями в разных художественных школах Львова, Кракова, Вены и Парижа. Экспозиция позволяет составить довольно отчетливое представление о феномене «львовской школы». Отмечу, не так часто одесситы могут видеть отборные работы галицких мастеров.

Обращает на себя внимание схожесть живописных тенденций у некоторых львовских и одесских художников. Действительно, если абстрагироваться, то можно найти общность в понимании природы цвета, например, у львовянина Владимира Патыка и одессита Адольфа Лозы (1931—2004). Их сближает интенсивность форсированно взятого цвета, его мощная энергетичность и мажорность письма. Объяснение этому, на мой взгляд, следует искать как в темпераменте художников, так и в их ориентации на европейскую, прежде всего — французскую школу, органичном сочетании ее достижений с местными традициями. Обычно наиболее «французским» среди представленных мастеров выступает Роман Сельский, в творчестве которого переплелись живописные принципы импрессионизма, фовизма, группы Наби. А учился он, как известно, сначала во Львове и Кракове, а впоследствии в школе Ф. Леже, где, уместно сказать, в те времена бывали П. Пикассо, П. Мондриан, Ле Корбюзье и другие авангардисты.

Галерея NТ-Арт не впервые проводит выставки художников определенных живописных школ Украины. Кроме настоятельно пропагандируемой одесской (южной) школы, памятна замечательная выставка закарпатской живописи именно в ее завершенном, классическом составе. Не стал исключением и данный проект — это тоже энциклопедические имена, большинство из которых в свое время получили официальное признание. Поэтому в какой-то части это уже ретроспектива.

Владимир КУДЛАЧ, Одесса c
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ