Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лысенко и современный оперный театр

В Киеве состоялась международная конференция
13 марта, 2012 - 12:01
22 МАРТА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИЛАРМОНИИ ПРОЙДЕТ ВЕЧЕР ПОД НАЗВАНИЕМ «ЖИЗНЬ НИКОЛАЯ ВИТАЛЬЕВИЧА ЛЫСЕНКО В МУЗЫКЕ И ПИСЬМАХ», В КОТОРОМ СРЕДИ ДРУГИХ ПЕВЦОВ ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ СОПРАНО ОЛЬГА ЧУБАРЕВА / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского состоялась Международная научно-практическая конференция к 170-летию со дня рождения основателя украинской классической музыки Николая Лысенко «Современный музыкальный театр: проблемы интерпретации оперной классики».

Напомним, НМАУ приобщилась к практическому решению проблем современного оперного театра более десяти лет назад, когда начала воспитывать специалистов по оперной режиссуре. Активизации этого процесса способствовала организация в 2009 г. ежегодной Международной научно-практической конференции, посвященной современному музыкальному театру. Проект инициировал заведующий кафедрой оперной подготовки и музыкальной режиссуры, ректор академии В. Рожок.

Нынешняя конференция превратилась в настоящий международный форум, который объединил заботой о будущем оперы специалистов музыкально-театральных профессий разных стран. Для обсуждения проблем интерпретации оперной классики в Киев приехали исследователи, критики и практики музыкального театра из Беларуси (Минск), России (Москва), Украины (Львов, Одесса, Харьков, Севастополь, Сумы, Полтава, Луцк). Широту круга обсуждаемых проблем обеспечило разнообразие профессиональной ориентации участников. Пересекались точки зрения современных композиторов и виденье известных и молодых режиссеров, практический опыт певцов, актеров, заведующих литературной частью оперных театров и аналитические обобщения музыкальных критиков. Глубины осмыслению процессов всемирного оперного театра придало участие 17 докторов искусств, а также постоянного соучастника проекта — кафедры истории зарубежной музыки академии, во главе с основателем национальной школы опероведения М. Черкашиной-Губаренко. Из общих вопросов интерпретации опер классического репертуара, которые являются неизменным предметом осмысления современных практиков и теоретиков театра, был выделен круг проблем, связанных с музыкально-театральным наследием основателя украинской классической музыки Николая Лысенко. Юбилей композитора актуализировал разговор о слабых сторонах национальной оперной сцены, а именно — отсутствии его произведений на кону большинства украинских театров. Анализировались исторические условия возникновения музыкально-театральных опусов Лысенко и история их сценической жизни, раскрывались и обсуждались причины недостаточного интереса у режиссеров и оперных коллективов к лысенковским партитурам. В свете интеграции Украины в европейское культурное пространство, где каждой стране присуще сценично-практическое сохранение произведений основателей национальной музыкальной традиции, особенно остро встал вопрос возвращения украинской нации ее национального оперного наследия и, прежде всего, произведений ее основателя — Николая Лысенко. Эта тема прозвучала в докладе автора проекта Владимира Рожко, которым открывалась конференция, и стала камертоном для обсуждения судьбы лысенковского музыкально-театрального наследия.

Кстати, дни научной работы были украшены двумя театральными событиями. Оперная конференция после торжественного открытия началась мастер-классом выдающегося украинского дирижера, профессора академии В. Сиренко. Как дирижер-постановщик он продемонстрировал высокий образец работы с оперными исполнителями и оркестрантами на примере оперы К. В. Глюка «Орфей и Эвридика» (репертуарного произведения Оперной студии академии, режиссер Л. Леванова). Чествовали и знаковую фигуру украинской музыкальной культуры, выдающегося певца, профессора академии Дмитрия Гнатюка. Свой творческий путь он начал солистом оперы, а продолжает его режиссером. Кульминацией его вокально-практического познания наследия Лысенко стала партия Энея. Как режиссер Дмитрий Михайлович реализовал на сцене Оперной студии академии знаменитую лысенковскую «Наталку Полтавку», которая и стала предметом мастер-класса.

По случаю 170-летия со дня рождения и 100-летия со дня смерти выдающегося украинского композитора — основоположника украинской классической музыки, пианиста, дирижера, ученого-фольклориста, музыкальнообщественного деятеля Николая Витальевича Лысенко (22/ІІІ 1842 — 6/ХІ1912) по всей Украине и за рубежом состоится целый ряд мероприятий. В частности, среди ближайших событий в конце марта в Харькове пройдет «Лысенко-фест». 22 марта в Национальной филармонии пройдет вечер под названием «Жизнь Николая Витальевича Лысенко в музыке и письмах». Это авторский проект известной пианистки Людмилы Марцевич. В программе примут участие: Анатолий Паламаренко (художественное слово); певцы — Валерий Буймистер (баритон), Ольга Чубарева (сопрано), Анатолий Юрченко (баритон), Валентина Матюшенко (сопрано), Сергей Бортник (тенор), Роман Смоляр (бас) и другие. На протяжении года также пройдут серии концертов по произведениям Лысенко и посвященных композитору конференций, конкурсов, организованных кафедрами специального фортепиано, скрипки, струнно-смычковых инструментов, пения, народных инструментов, камерного ансамбля, концертмейстерства.

Елена САКАЛО, музыковед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ