Чтобы ознакомить общественность с художественной традицией «тандема» важных элементов мировоззрения — огненной стихии, которая по Библии олицетворяет воссоздающую силу, и света, к которому стремится все живое, — Национальный заповедник «София Киевская» совместно с Дирекцией художественных выставок Украины инициировали проект «Огонь и свет». Если «художественное стекло» или «художественная эмаль» до сих пор ассоциируются у вас лишь с периодом Киевской Руси, время ознакомиться с этими нетривиальными на сегодняшний день видами искусства, которые «рождаются» из огня и воспринимаются должным образом благодаря действию света (особенно солнечного): так что отправляйтесь в Дом Митрополита.
«СЕЙЧАС ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА ОГРАНИЧЕНО...»
Здесь в четырех залах представлены образцы художественного стекла 1980—90-х годов (произведения И. Аполлонова, В. Геншке, А. Балабина, С. Голембовской и др.) и творений из бронзы (А.Валиева, М. Горлового, М. Кошелевой и др.) из коллекции Дирекции художественных выставок Украины. Особенно эффектно выглядят стеклянные экспонаты под искусственной подсветкой, ведь заметно, как играют все их оттенки и грани. Эти работы, выполненные в разных художественных техниках, таких, как роспись, алмазная грань, лепка, гравирование, — на первый взгляд, очень утонченные, но на самом деле, как рассказывают организаторы выставки, — самые сложные для транспортировки — и из-за хрупкости материала, и из-за их небольшого веса.
ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ АЛЕКСЕЯ ИВАНОВА
Относительно соответствия в этом контексте высказыванию «древние техники», отмечу: стекло на территории Киевской Руси появилось около III—IV века, и уже тогда над ним проводились всяческие художественные «манипуляции» (например, это проявлялось в изготовлении стеклянных украшений). Изделия из бронзы приобретают значение в эпоху античной классики, то есть в V веке. Впрочем, как полноценное художественное направление художественное стекло сформировалось лишь во второй половине XX века. Но сейчас это направление не очень популярно, и вот почему. «Если раньше работало несколько мощных стеклянных заводов, которые производили промышленное стекло и посуду, но там позволяли работать и художникам, которые создавали вот такие уникальные вещи, то сейчас пространство для творчества ограничено небольшими мастерскими, которые, яконечно, не имеют той мощности», — объясняет Святослав ЯРЕНИЧ, заведующий выставочным отделом Национального заповедника «София Киевская».
ЭМАЛИ ТАТЬЯНЫ И СЕРГЕЯ КОЛЕЧКО
Художественная эмаль, которая представлена на выставке и является основой общей экспозиции, — это отдельная история. Авторы этих экспонатов — лауреаты премии имени Екатерина Билокур Татьяна и Сергей КОЛЕЧКО. Среди их очень разнотематических работ есть и совсем новые, и те, что выставлялись ранее. Что касается самой технологии художественной эмали и ее значения в современном художественном пространстве, организаторы выставки рассказывают: «Если раньше эмаль носила больше прикладной характер, из нее могли делать сережки и небольшие изображения, убранство для Евангелия, то в последние три десятилетия художники начали делать большие картины — это уже новый этап развития этого искусства».
ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ АЛЕКСЕЯ ИВАНОВА
На мой вопрос о причинах непопулярности технологии художественной эмали, Сергей КОЛЕЧКО объясняет, что такое искусство стоит довольно больших усилий, времени и средств. Вообще создание эмали — это целая «процедура»! Представьте, сначала на медную пластину накладывается слой специальной краски, которая является сплавом стекла с окисями металлов, — и пластина попадает в печь. Потом ее достают из печи и наносят новый слой — и так до 10—15 раз. Краски нужны тоже специфические: их производят во Франции, Германии и России (во времена СССР был лишь один завод, который производил краску для орденов и медалей); в Европе они до сих пор дорогие и дефицитные. «Главное свойство такой краски — она со временем никогда не тускнеет, она уже на века! — рассказывает пан Сергей. — Ведь об этом говорил еще Леонардо да Винчи: если вы хотите сделать что-то вечное, то делайте из эмали. Например, древние эмали VIII и XXI века, которые можно сейчас увидеть в музее драгоценностей на территории Киево-Печерской лавры, до сих пор не потеряли цвет». А еще такое искусство требует хорошо развитого воображения, ведь краски во время обжигания в печи могут изменять цвет. Разные краски имеют разную температуру обжигания, в среднем она составляет ориентировочно 800—870 градусов.
В Украине искусство эмали малоизвестно, его практикуют лишь ориентировочно 20 художников в Украине. Сергей и Татьяна, которые до сих пор работали в области традиционной живописи, увлеклись работой с эмалью в 1980-х, вдохновленные киевским художником Александром Бородаем. А теперь они активно проводят мастер-классы и за рубежом — несколько лет назад преподавали в Центре емальерного искусства в Германии. Выставки произведений супругов Колечко в свое время побывали и во Франции. На родине художники 2002 года создавали иконостас для отстроенного храма в Херсонесе. Кстати, по рассказу Сергея, реставрация эмали — сверхсложный процесс, ведь каждая эмаль имеет разную температуру обжигания и предусмотреть, какой она была несколько веков назад, почти невозможно. В любом случае эта древняя техника — очень эффектна и, бесспорно, стоит того, чтобы быть возрожденной.
Выставку «Огонь и свет» можно увидеть в «Софии Киевской» до конца мая.