Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Макитра — это философское обобщение»

30 августа, 2006 - 19:16
НА ВЫСТАВКЕ ЛЕОНИДА БОГИНСКОГО / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Прошло 10 лет с тех пор, как Леонид Федорович Богинский впервые презентовал свои работы в Музее украинского народного декоративного искусства. И вот — новая встреча.

Как признался гончар, уже три года он откладывал этот вернисаж... Сейчас художник представил публике лучшие свои работы, созданные в разные годы. («День» писал об открытии выставки в №132). Работы Леонида Богинского экспонируются не только в Киеве, а и в Хмельницком, и Сумском художественных музеях. Они украшают частные коллекции в Украине и за рубежом. Наш разговор с художником — о современном искусстве, развитии гончарства и проблемах, волнующих Л. Богинского.

— Сегодня творческий мир живет в вихре постмодернистского хаоса. Как вы считаете, такие тенденции влияют на развитие гончарного искусства?

— Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Сейчас сильнейшие — японские и итальянские мастера-керамисты. У них проходят различные выставки, но по двум направлениям: традиционной керамике с современными расцветками, поисками, и навеянной, видимо, европейским мышлением (кубизм, развал формы, потом собирание и так далее). Кстати, эти художники называют себя уже не керамистами, а пластиками... Каждый художник ищет свой «язык». Язык, на мой взгляд, имеет триединое начало: необходимо сначала определить, для чего, что и как ты собираешься делать. Это и является языком и почерком художника-керамиста. Чем больше художник отличается от других, тем больше его ценят. Вы посмотрите на произведения выдающихся художников всех времен и народов, особенно ХIХ — ХХ веков: Ван Гог, Гоген, Сезан —вы их сразу узнаете, настолько колоссальная энергетика идет от их работ. У Ван Гога, например, была уникальная жажда к жизни, и это чувствуется в его картинах. Вот тогда рождается язык, почерк художника... Даже его последняя картина «Вороны над полем» — это же очень драматическая работа, но в ней такая мощная энергетика!

— Когда вы впервые решили работать с глиной? По- видимому еще до учебы во Львовском институте декоративно-прикладного искусства?

— Один из первых моих учителей — Георгий Степанович Нерехов, живописец. Вы знаете, я вообще хотел стать живописцем. И сейчас еще, когда еду в Крым на отдых, всегда беру с собой акварель... Когда я учился в училище, всегда получал пятерки по живописи. Даже после обучения в институте я еще думал связать жизнь с живописью. Но потом керамика пленила мою душу. Во Львов я поехал, чтобы изучить народное искусство...

Я очень люблю украинскую форму и вижу ее в виде макитры... Монументальная макитра — великое философское обобщение: это и образ многострадальной украинской земли, и сердце Родины, и ковчег, хранящий силу и душу народную. Например, никто не хотел ехать в село, а я выбрал именно Опишню — крупнейший восточноукраинский центр гончарства. Там особый стиль, ощущение формы, меня даже не так роспись интересовала, как форма. Работали тогда такие известные мастера, как Билык, Селюченко и другие...

Юлия ХИМЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ