Клипмейкерство — новая разновидность визуального искусства, которая возникла на пересечении шоу-бизнеса и кино. Правда, у нас профессиональное производство музыкального видео насчитывает едва-едва десять лет. Тем не менее, в отличие от «большого кино», клипмейкерство как сфера деятельности развивается бурно: на-гора выданы сотни клипов очень разного качества. Ныне эта отрасль более-менее структурирована, рынок распространяется, и произведения музыкального видео так же занимают аутсайдерские или клипмейкерские позиции. Троица лидеров всем известна. Это — склонный к альтернативной, артовской эстетике Виктор Придувалов, попсово- маргинальный, склонный к эстетике варьете Семен Горов (его последний «шедевр» — мюзикл «Золушка» — это чистой воды китч в духе русской попсы) и Максим Паперник, который эстетично находится посредине, то есть он создает интеллигентное видео, стремясь в сторону поэтизации или романтизации музыкального материала. При этом он не сокращается в маргиналии и не «забредает» на территорию контр-культуры или альтернативы. Паперник делает хорошее поп-видео для качественной поп-музыки.
Максим чудесно говорит на изысканном украинском языке и несколько хипово одевается. Он вырос и учился в Киеве. Закончил среднюю музыкальную школу по классу фортепиано. Не с первой попытки попал в Театральный институт им. Карпенко-Карого на кинофакультет. Параллельно обучению работал в качестве ассистента режиссера в редакции литературно-драматических программ Национальной телекомпании Украины. Потом — режиссером. За его плечами — восемь лет телережиссуры. Этот период своей профессиональной жизни оценивает как чрезвычайно полезный и важный. Как известно, у нас клипмейкерству не учат, но базовый опыт Максим получил на телевидении. В шоу-бизнес он пришел в 1997-ом. Его дебютом был видеоклип на песню Ирины Билык «А я плыву». Последняя работа — съемки для Александра Пономарева на песню «Hasta La Vista», которую он должен показать на конкурсе «Евровидение» в мае.
— Появление этого клипа вызвало заметный резонанс, прежде всего — невиданной на то время смелостью образного решения. Это была новаторская работа. В Москве, которую считали более продвинутой, отказывались верить, что это видео создал никому не известный украинский режиссер…
— Клип «А я плыву» на долгие годы стал моей визиткой. Даже через пять лет с любопытством пересматриваю это видео. Честно говоря, многие мои первые музыкальные видео я сегодня снимал бы иначе. Но это не касается клипа «А я плыву». Там есть полнейшая соизмеримость музыки, игры, визуального образа и режиссуры. Этот клип мы снимали с оператором Вадимом Савицким на киностудии им. А. Довженко. С ним я делал клип «Месяц» для Натальи Могилевской. Позднее, с переходом на киноформат, я начал работать с Алексеем Степановым.
— Перед тем, как начать съемку, ты как режиссер создаешь ситуацию, инспирируешь какую-то интригу на площадке. Ты превращаешься в такого себе маленького демиурга?
— Говорят, что актер — это диагноз. Режиссер — это что-то подобное. Режиссура, как для меня, это особый способ существования в пространстве и времени с элементами драматургии.
— В какой момент ты понял, что ты — клипмейкер?
— Вследствие целого ряда разнообразных обстоятельств. Когда мне было восемнадцать, я думал, что для творческого и профессионального роста мне надо ехать в Москву. Когда в 1991 ом Украинастала независимой, и у нас понемногу, шаг за шагом, начали появляться новые имена, которые уже четко ассоциировалось с украинской поп-культурой, я интуитивно почувствовал, что мое место здесь, и что я буду снимать музыкальное видео.
— Поп-культуру, а точнее массовое музыкальное движение, создают не только артисты с определенной харизмой. В процессе создания поп-символов и поп-мифов активную роль играет окружение — представители масс-медиа и креативно настроенные режиссеры клипов. Не так ли?
— В моем случае несколько иначе. Когда мне было четырнадцать, я познакомился с Ирой Билык. Мы тогда вместе посещали юношескую театральную студию в Доме культуры им. Антонова. Тогда и она, и я мечтали стать актерами. Я не стал им, хотя мог бы стать. Ирина тоже не стала актрисой, но уже тогда знала, что пробьется на сцену. Когда через годы мы встретились снова, Ирина уже была хедлайнером нашего шоу- бизнеса, а значит, мой первый эксперимент с «А я плыву» обязательно должен был быть успешным. И я очень к этому стремился. Хотя должен заметить, что на тот момент стать успешным клипмейкером было намного легче. Тогда не существовало трех круглосуточных музыкальных телеканалов, забитых качественным западным видеопродуктом, поэтому любая хорошая работа моментально попадала в эпицентр внимания зрителей. Сейчас мне нужно каждый раз с появлением каждого нового видео доказывать свой профессиональный уровень, сдавать экзамен на профессионализм. И это хорошо, так как это стимулирует и не позволяет расслабиться.
— Говорят, что хороший видеоклип — этот как фильм, только очень короткий…
— Это распространенное мнение, но это не так. Просто с легкой руки некоторых молодых режиссеров начали появляться кинофильмы, сделанные в эстетике клипового монтажа. В современном кино существует такая струя, довольно модная.
— Почему-то вспоминается замечательная немецкая лента «Беги, Лола, беги«…
— Да. Однако я, продвигаясь от одной работы к другой, двигаясь по ступеням видеоискусства, готовлю себя к большому кино. Мечтаю снять кино. И, поверь, я знаю, в чем состоит отличие между трехминутным видео и полнометражным фильмом.
— Иногда, когда в клипах наших артистов снуют лакированные лимузины, в которых ездят люди в дорогих мехах, а действие развивается на фоне фешенебельных интерьеров, а все вместе производит впечатление не нашей жизни, в которую почему-то попали наши артисты. Это как-то бесит отсутствием органики. Не кажется ли тебе, что очень много заимствований, что культивируется малоуместный новобуржуазный стиль жизни на экране?
— Я могу здесь выступить в защиту наших артистов, ведь в глазах большинства людей они олицетворяют определенную формулу успеха, материализующегося в каких-то атрибутах комфортной жизни. Представим, что артист идет по серой улице, бедно одетый. Потом заходит в метро или садится в троллейбус. Вокруг обыденно, серо. Каждый человек так или иначе сталкивается с этим, в повседневном существовании и стремится вырваться из этого. Поэтому есть определенный авторитет, символ красивой или сильной личности, достигшей жизненной цели.
— Если сравнить лучшие видеоработы украинских авторов с роботами, скажем, их русских коллег, какие есть отличия?
— Для меня является отличительной одна принципиальная черта. В массе наши клипы — лучшие из них — более духовные, в них больше философичности, лиризма, полутонов, актерской игры. В российских доминирует внешний эффект, идет акцент на провокационность, яркую картинку и динамику действия. Это, как ни странно, объясняется не только отличием ментальности, а также — разными бюджетами. Там они большие, у нас — маленькие. А потому надо включать все мазки, все способности, чтобы получилось сто первый раз рассказать историю любви как-то по-новому, под другим углом зрения.
— Клип на песню «Місяць» Натальи Могилевской лично я воспринял как компьютерную сказку. Применение новых технологий — это для тебя еще один эксперимент?
— Это пошло от желания поместить артиста в другое измерение. В «Місяці» действительно много компьютерной графики, с помощью которой была создана виртуальная реальность, иначе — сказочное пространство, где все чуда — возможны и желанны.
— Существуют ли артисты, творчество которых ты хотел бы визуализировать?
— Я имею музыкальное образование, поэтому уже давно к музыке отношусь как к профессиональной категории. Независимо от жанра. Мне интересно работать со многими, но если я скажу, что хочу снять видео для Мадонны, это прозвучит довольно смешно…
— Что снимаешь сейчас?
— Новое видео для Александра Пономарева на песню «Hasta La Vista», которую он должен показать на конкурсе «Евровидение». У нас очень мало времени, поэтому вряд ли кто-то будет спать ближайшие трое суток…А вообще, у нас с Александром и Еленой Мозговой давние и приятельские отношения. Так сложилось, что я снял все клипы для него, начиная от «Ніжними вустами». Это был его «клиповый» дебют.
— Интересно было бы услышать весь перечень артистов, с которыми ты работал.
— Это — Ирина Билык, Наталья Могилевская, Ани Лорак, Александр Пономарев, Михаил Поплавский, «Виа Гра», Галлина, Евгения Власова, Тамара Гвердцители и Дмитрий Гордон, Мурат Насыров, «Алиби».
Максиму Папернику, по его словам, не известно чувство ревности в случае, если артист, с которым он работал, приглашает для съемок следующего видео другого режиссера. Он уверен, что артист имеет абсолютное право выбора. Но вместе с тем отмечает, что в этой жизни все идет по кругу. Максим больше всего в отношениях ценит стабильность, открытость, доверие и честность. Все остальное — это его личный способ существования в пространстве и времени.