Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Маленький рост не мешает играть героев

Евгений СТЫЧКИН: Если хочу чего-то — добиваюсь любой ценой
10 августа, 2009 - 19:27

Евгению Стычкину, артисту кино и театра, — 35, и более половины своей жизни он снимается в кино — первая роль была у первокурсника ВГИКа в 17 лет. Не отвечая ни одному из стереотипов родного кино — от простовато-крепких и надежных героев советского периода до брутальных мачо современности, — артист определил собственную нишу, став этаким Дени де Вито российского кино. Невысокий рост не мешает ему играть героев. Он поддерживает хорошую спортивную форму, и это помогает выполнять головокружительные трюки. Врожденное обаяние вызывает у зрителей сочувствие и нежность даже к отрицательным персонажам. В его творческом архиве — более тридцати фильмов и большое количество увенчанных различными наградами спектаклей, от «Чарли Ча» в Театре Луны (премия «Чайка» в номинации «Прорыв» за 2002 год) до ролей в театральной компании С. Виноградова, театре «Школа современной пьесы» И. Райхельгауза, театрах им. Моссовета и им. Е. Вахтангова. Он самозабвенно любит свою профессию и работает много и в охотку. С Евгением Стычкиным мы познакомились в 2002 году, когда вышел фильм Константина Мурзенко «Апрель», премьера которого была в нашем Доме кино. Тогда же начался наш разговор, эпизодически продолжаясь на фестивалях в Сочи и Ялте, после премьер в Москве. В этом году в конкурсной программе ХХХII Московского МКФ был фильм Карена Шахназарова «Палата №6», в котором артист сыграл одну из главных ролей и был на презентации картины в кинотеатре «Октябрь».

ДЕТСТВО, ПЕРЕХОДЯЩЕЕ В ЮНОСТЬ

Женя Стычкин рос в окружении великолепных картин русских художников — коллекцию собирал отец, один из самых профессиональных переводчиков-синхронистов в Москве, за плечами которого долгие годы работы в Америке и Европе. Ауру красоты, любви и нежности органично дополняла мать — прима Большого театра, исполнительница роли Царевны Лебедь в «Сказке о царе Салтане», — Ксения Рябинкина.

— Систему ценностей я унаследовал от отца, — вспоминает артист, — и за это не устаю его благодарить. Хотя со стороны мы выглядели хрестоматийным воплощением проблемы отцов и детей — так яростны были наши споры. Мы оба считали это нормой, и я, усвоив эту систему, надеюсь передать это своим детям.

Нельзя сказать, что маленький Женя с детства мечтал об актерской профессии, хотя мама была убеждена в его природном даре пародии и перевоплощения. Папа был против, но решил не мешать «пробам пера» сына, предвидя в случае успешного овладения первой ступенью — актерством — карьерный рост по режиссерской стезе, плавно переходящей в авторство сценарное. Тем более, что Стычкин-младший, обладая достаточным интеллектуальным багажом, не был в школе в числе отличников-ботаников.

Существует даже некая легенда-быль о его счастливом поступлении в главный киновуз страны. Успешно пройдя актерские испытания, Женя-де с треском «завалил» сочинение, но по совету будущих педагогов А. Джигарханяна и А. Филозова, покоренных его обаянием, написал апелляцию, и был принят на первый курс. Правда, таким образом его обошла возможность учиться за счет бюджета.

— В творческих вузах студенты не очень рьяно относятся к учебе, — делится воспоминаниями Стычкин, — а мне все дико нравилось. Я «жил» в институте, с утра до вечера занимаясь сценречью (я слегка «пришепетывал») и сцендвижением, находя удовольствие в осваивании новых высот профессии. Я человек заводной, если хочу чего-то — добиваюсь любой ценой.

— Тем не менее, во время учебы во ВГИКе вы снялись в нескольких фильмах, получили определенную известность, начали работать на телевидении, ведя программы на НТВ и ОРТ, не обделены были приглашениями в новое кино, но пришли все-таки в театр?

— Это был период в моей жизни, когда я делал все. Стараюсь по жизни делать то, что мне нравится. Но пришел к выводу, что пора строить собственную актерскую судьбу, чтобы тебя не воспринимали как «мордашку», однопланового актера. Хотелось и сейчас хочу играть разные роли — смешные и серьезные, классические и современные. Главное — не повторяться.

ВОСХОЖДЕНИЕ НА СЦЕНУ

Если Афанасий Никитин совершил «хождение за три моря», то молодой артист Евгений Стычкин просто «за компанию» пришел на прослушивание в театр «Школа современной пьесы», где работал его учитель Альберт Филозов.

— Сейчас я не представляю себе жизни без театра, а тогда взял наглым напором, потому как прослушивался на музыкальный спектакль, а петь-то, на мой взгляд, совсем не умел. Впоследствии долгие занятия сделали свое дело — запел. Сейчас не представляю своей жизни вне театра. Кроме «Школы современной пьесы», сыграл несколько спектаклей в Театре Луны у Сергея Проханова, среди которых любимые мной «Таис Афинская», «Чарли Ча», «Фауст» и др. Горжусь тем, что в моем творческом архиве — классика. В театре Моссовета, в постановке П. Хомского — «Король Лир» (Шут), в театре Вахтангова, в постановке В. Мирзоева — «Дон-Жуан и Сганарель» (Сганарель). Партнерами были соответственно Михаил Казаков и Владимир Суханов. Театр — нелегкая, но очень продуктивная школа, ежедневно приходится брать на себя чужие переживания. Благодаря этому и сам меняешься, есть возможность стать лучше...

ТОЧКА ОТСЧЕТА — «АПРЕЛЬ»

Интенсивная работа в театре, съемки в сериалах и кино, у таких режиссеров как Карен Шахназаров «День полнолуния» и Петр Тодоровский «Танго втроем», — казалось, все идет нормально, но хотелось разнообразия и «серьеза». 2002 год актер считает ключевым в своей актерской судьбе. Театральная премия «Чайка» и фильм, где Стычкин сыграл главную роль — «Апрель».

— До этого мне в кино предлагали этаких глупеньких, но жизнерадостных мальчиков. Апрель же сильно побит жизнью, но крепко ценит и любит ее, не собирается с ней сводить счеты. Костя Мурзенко не давил, дал полную свободу, лишь «окрасил» Апреля определением — «эпический герой». Работать было безумно интересно. Моими партнерами были Кристина Орбакайте и Александр Лазарев-младший, Гоша Куценко, легендарный Михаил Круг и Рената Литвинова. Главное, я вышел из «прилипшего» ко мне амплуа, надеялся, что и режиссеры это увидят и поймут. Не сглазить бы, но так и случилось. В моей жизни появились Сергей Никоненко и Егор Кончаловский, Евгения Двигубская и Иван Соловов, и наши совместные работы — «А поутру они проснулись», «Антикиллер-2. Антитеррор», «Холостяки» и «Слова и музыка». Короче, чтобы не «прощелкать» свой случай, нужно быть к этому готовым и, что обязательно, уметь этим воспользоваться.

ПОСЛЕ «ПАЛАТЫ №6»

Евгений Стычкин безусловный трудоголик, он никогда не стремился афишировать свою личную жизнь, хотя в последнее время стал постоянным героем таблоидов. Его роман с Ольгой Сутуловой, уход от жены и троих детей обсуждается беспардонно и нагло, хотя и он сам, и мать его детей Катерина ведут себя интеллигентно, вменяемо и берегут свои отношения с детьми. Не стоит, право, в это вмешиваться, любовь — дело тонкое и очень личное.

— В последний по времени фильм «Палата №6» вас привела любовь к классике и прошлые работы с Кареном Шахназаровым. В недавнем прошлом — новые театральные работы: Акакий Башмачкин в спектакле Владимира Мирзоева, готовятся к сдаче спектакли в театре «Практика» и «Розенкранц и Гильденстрен мертвы» в постановке Павла Сафонова. А как выглядят ближайшие перспективы в кино? Или, может, на телевидении?

— Если вы имеете в виду ведение какой-либо телепрограммы, категорически нет — мне гораздо важнее собственные кинематографические амбиции. Вышеупомянутые спектакли, Бог даст, выйдут осенью. По части кино есть предложение от Георгия Шенгелия. Мы уже работали с ним довольно успешно. Не хочу забегать вперед, но если все сложится, в августе приступим к съемкам. Есть еще несколько предложений, среди которых даже возможный режиссерский дебют. Посмотрим... Главное, чтобы была работа.

Светлана АГРЕСТ-КОРОТКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ