Ну и что такого, спросите вы? Нормальная биография энергичного человека с разносторонними интересами. Но дальше — больше. Фирма, начавшая с шоу-бизнеса, занялась впоследствии кино- и видеопрокатом; сейчас имеет ресторан, медицинский центр, магазин и футбольную команду «Жемчужина» в городе Сочи. В период с 1982 по 1987 гг. Рудинштейн находился под следствием. Был осужден за «дачу взяток» и «расхищение социалистической собственности» на 6 лет, отсидел 11 месяцев, после чего был оправдан. В 1987 г. работал методистом в Подольском парке культуры и отдыха. Вместе с Питом (Петром) Колупаевым и Натальей Комаровой организовал знаменитый Подольский рок-фестиваль 11 — 13 сентября 1987 года. Организовал Фестиваль некупленного кино (1989 — 1990, г. Подольск), дал ему статус Открытого российского фестиваля «Кинотавр» (1991 — 1993 гг. Сочи), затем получившего статус Международного сочинского кинофестиваля (1994 г.). Почетный гражданин города Одессы. Состоит в третьем браке.
Занимательно, правда? Иному хватило бы на три жизни. Но только не Рудинштейну. Он полон творческих планов и с удовольствием осваивает новые жизненные территории. Нстоящий джеклондоновский герой.
Наш разговор состоялся во время последнего приезда Марка Рудинштейна в Киев с премьерой фильма Валерия Тодоровского «Любовник», которая была организована в рамках фестиваля «Эхо «Кинотавра».
Рудинштейн — умен, искренен, обаятелен, и это выгодно отличает его от многих представителей кинематографической богемы, которые панически боятся «выпасть из образа» Начала разговор я с вопросов не очень «удобных», однако это ничуть не смутило нашего героя: отвечал он охотно, с юмором, не теряя при этом свою обычную галантность и доброжелательность.
«ТЕПЕРЬ НА «КИНОТАВРЕ» Я ПРОСТО СВАДЕБНЫЙ ГЕНЕРАЛ»
ИЗз досье
— Я знаю, что у вас были пр облемы с фестивалем. Однако вы по-прежнему остались в «Кинотавре». Как говорил упоминаемый вами Березовский, «евреи прощаются, но не уходят»?
— Я действительно хотел уйти с «Кинотавра», уже был подписан контракт и попрощался со всеми… Но когда я увидел, что эти «мальчики» хотят сделать, остался… частично. Теперь у фестиваля другой генеральный продюсер и я не сижу весь срок во время проведения — приезжаю на три — четыре дня. В сущности, я просто патронирую фестиваль — этакий «свадебный генерал». Больше не ищу денег на проведение. Это была одна из самых больших проблем — мероприятие достаточно затратное.
— Знаю, что у вас с Никитой Михалковым был некий конфликт, связанный с кинофестивалем. Каковы теперь эти взаимоотношения?
— Михалков — человек, который дружить не умеет: он слишком самодостаточен для этого. Но когда самодостаточность выражается только в творчестве — это полбеды и личное его дело. А когда это становится коммерческими проблемами — другое дело. Но судьба всего российского кино не только ведь от Михалкова зависит. И здесь уже присутствуют сильные разрушительные тенденции. Но, повторяю, винить только его в этом — трудно. Говорят, что Никита Сергеевич цинично хотел отобрать у Гусмана Дом кино. Но ведь и Гусман так же цинично хотел использовать Дом кино в своих интересах. Такого вокруг много — на кинематографическом «теле» нет уже живого места. И «Кинотавр» в современном контексте — фестиваль «объединительный»: мы никому не перешли дорогу, у нас все дружат. «К ОДЕССЕ Я ОТНОШУСЬ, КАК К ЛЮБИМОЙ ЖЕНЩИНЕ, КОТОРУЮ ВСТРЕТИЛ СЛИШКОМ ПОЗДНО…»
— Марк Григорьевич, велика ли зона ваших бизнесовых и кинематографических интересов на территории Украины? Зачастили вы к нам в последнее время.
— Если честно, то интересов нет никаких. Мне 56 лет, и я понимаю, что физических сил на многое не хватит. Скажем, я пытался в Одессе восстановить «Золотой Дюк». Но там слишком много коррупции, и я решил не влезать в эту грязь. Когда у меня спрашивают, как я отношусь к Одессе, я отвечаю: «Как к любимой женщине, которую встретил слишком поздно. Можно говорить о любви, делать какие-то подарки, но быть с ней постоянно — увы! — семья, дети». Так что Одессе я теперь могу только делать какие-то подарки». Должен сказать, что вы идете вслед за Россией, но при этом опаздываете года на два — три. Поэтому пусть все идет эволюционным путем. Пока у меня такой настрой. А там посмотрим.
«К ЯНКОВСКОМУ Я НА ЧАЙ НЕ ХОЖУ»
ИЗз досье
— А к собственному актерству относитесь всерьез?
— Мужчины — они ведь как большие дети, им всегда хочется поиграть с «пистолетиком». И пистолетик этот, как правило, то, на что не хватило времени в молодости. Или обстоятельства помешали. Я прихожу на репетиции и получаю массу удовольствия: не надо думать о чьей-то зарплате, расписываться в контрактах. Это совершенно другого состояние!
— Вы безумно любите своих друзей-актеров, и даже в одном интервью заявили, что чувствуете себя при них кем- то вроде «фотографа». Судя по тому, как вы держались сегодня рядом с Янковским и Тодоровским, никаким фотографом или другим «при» вы себя не чувствуете. Зачем иронизируете тогда?
— Нет, человек я самодостаточный. В быту со знаменитостями общаюсь мало. Скажем, к Янковскому домой на чай не хожу. Вне работы у меня совершенно иные интересы и иные друзья. Сейчас я пытаюсь дополучить то, чего не получил в детстве — дообразовываюсь, дочитываю книги, дослушиваю музыку. Учусь получать удовольствие от прежде незнакомых мне вещей.
— И так же остро чувствуете жизнь, как в молодости?
— Я четко понимаю свои физические возможности, много работаю и сильно устаю. Но я человек ироничный, и это спасает. Стараюсь не участвовать ни в каких гадостях — просто отхожу в сторону. С годами я чувствую все большее отчаяние, что как бы ни гнался, многого уже не успею — и это обидно. Из досье
Рудинштейн не обманывается относительно своей актерской карьеры и признается с серьезностью большого ребенка: «Гамлета мне не сыграть, короля Лира — глубины не хватит, чтобы понять его трагедию. А вот сыграть трагедию маленького еврейского отца очень хочу. И в Ленкоме есть спектакль Поминальная молитва, который сейчас не играется. Мне хочется в нем исполнить роль. Это будет мой финиш. Я веду на эту тему переговоры с Марком Захаровым». Из досье
Газеты много писали о высказываниях Михалкова в адрес Рудинштейна: «Рудинштейн в течение 10 лет пытался сделать из «Кинотавра» престижный фестиваль, но дворняга никогда не сможет стать породистой собакой». Рудинштейн обиделся, но сдержался, а позже в эфире у Дмитрия Диброва проявил достоинство и толерантность: «Очень хорошо, когда дворняга мечтает стать дворянином, плохо, когда дворянин становится хуже дворняги». Обменялись колкостями — не более. Однако Марк Григорьевич понимает и другое: худой мир лучше доброй ссоры, и комментирует отношения с Михалковым пространно: «Не надо иллюзий на эту тему. Есть лидеры: Михалков и Рудинштейн. И хотя я понимаю свое место под солнцем и сто раз пошел бы на контакт, на переговоры, все равно надо учитывать, что есть соревновательный момент. Каждый из нас полон сил и хочет чего-то доказать... Когда хватает разума, можно договориться… не мешать друг другу жить».