Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мастер будет жить

В Киеве прошли «Булгаковские дни»
31 октября, 1996 - 18:53
ВИТАЛИЙ МАЛАХОВ: «СКОРО БУЛГАКОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ СТАНЕТ БОЛЕЕ РАЗНООБРАЗНЫМ, МАСШТАБНЫМ, ТВОРЧЕСКИМ ПРОЕКТОМ» / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Быть причастным к определенной фестивальной жизни нынче не просто популярно — наблюдается определенная мода на подобные движения. Но проектов, которые бы из небольшого мероприятия, инициируемого несколькими заинтересованными лицами, выросли до достаточно масштабных культурных акций, в Украине немного. Среди таких — Международный фестиваль искусств имени Булгакова, в основе которого — настоящая культурно-просветительская миссия. Хотя, в этом году «Булгаковские дни» проходят в несколько другом формате. Следовательно, о состоянии проекта сегодня и о том, как будут выглядеть новые «Встречи с Мастером» в будущем, рассказывает художественный руководитель фестиваля Виталий МАЛАХОВ.

— Виталий Ефимович, Булгаковский фестиваль уже шестой год «открывает Мастера городу», то есть дает возможность украинцам и представителям других государств ближе познакомиться с Михаилом Афанасьевичем. За это время для себя лично вы сделали определенные открытия?

— За эти годы мне пришлось открыть для себя неоспоримую истину: Булгаков является настоящим культурным, творческим брендом, и к его творчеству можно обращаться неограниченное количество раз. Каждое прочтение Булгакова является новым. Ведь мы можем заметить, что все творческие люди время от времени или обращаются к Булгакову, или интересуются его текстами, или планируют и желают это сделать. Кроме того, я убедился, насколько этот «Мастер» является сложным и неоднозначным. Несмотря на то, что Украина признала своего «блудного сына», много представителей нашего государства не устают «спорить» с Михаилом Афанасьевичем, что добавляет ему ценности. Не зря, памятник Булгакову, открытию которого и посвящен в этом году наш проект, стал уникальной акцией. Он является первым шагом к пропаганде творчества писателя, ведь раньше на доме на Андреевском спуске, № 13 была только надпись — «Здесь жил Булгаков». Нам было даже проблематично установить мемориальную доску, ведь и в своей жизни, и в творчестве он, как говорится, «ходил по лезвию бритвы» — был неудобным для общества, а особенно для некоторых его представителей, не желая никому угождать...

— Какие изменения получил ваш булгаковский проект?

— Наш фестиваль действительно сильно изменился. Нынче создан виртуальный клуб «Мастер», в который вошли достаточно уважаемые и известные персоны в мире искусства. Среди них — Роман Балаян, Борис Краснов, Евгений Каменькович, Александр Боровский, Роман Виктюк и другие. Я могу без лишнего кокетства сказать, что моего авторитета иногда маловато для того, чтобы договориться об участии в фестивале со многими мировыми мастерами, например, такими, как Кшиштоф Занусси. А наличие художественного совета фестиваля, в который входят такие именитые художники, работает на популяризацию проекта как среди зрителей, так и среди потенциальных участников. Кроме того, в таком составе нам проще находить средства на проведение фестиваля, привлекая к этому делу серьезных спонсоров. Да и сложно тянуть такой масштабный проект, ведь я должен заниматься своим Театром на Подоле, ставить представления, а подготовка фестиваля нуждается в значительном труде в течение всего года. Поэтому изменения, на которые я обратил внимание, так сказать, позволили расширить границы фестиваля, несмотря на то, что из- за болезни не смогли приехать многие известные актеры, например, Андрей Мягков, Николай Олялин, Алексей Баталов...

— По каким критериям вы отбираете людей или коллективы для участия в проекте?

— Главный критерий — это любовь к творчеству Булгакова. Причем участвовать могут представители различных видов искусства, сторонники различных форм, даже носители противоположных мыслей. Мне даже делали замечание относительно определенной «попсовости» фестиваля. Но я не вижу в этом никакого негатива: и ради того, чтобы Булгакова читали и знали широкие круги, мы имеем право прибегать к абсолютно различным средствам. Я считаю, даже хорошо, когда по поводу увиденного и услышанного возникают различные мысли. Они не вступают в конфликт, а вкладываются в своеобразный дискурс что касается текстов автора, который действительно этого стоит. Тем более, я не считаю, что имею какое-то право на эксклюзивное понимание Булгакова.

— Известно, что с начала фестиваль существовал как локально театральный проект, превратившись впоследствии в достаточно масштабную творческую акцию. Такое движение является органическим, случайным или концептуальным?

— Первый фестиваль действительно был большей степенью театральным, но я умышленно предложил форму не просто показа сценических произведений, спектаклей, а чтений, что дает больше возможностей для участия в проекте представителей различных видов искусств. Конечно, в контексте фестиваля могут быть показаны спектакли, но не только... Было даже мнение создать театр, в котором будут ставиться только сценические опусы по текстам Булгакова (наподобие Шекспировского театра, который существует на Западе). Так, такой театр, возможно, и имеет право на существование, однако я бы, например, не осмелился отдать под такую идею Театр на Подоле. Пока что согласен ставить в нашем помещении качественные представления — если некоторые из них будут по творчеству Булгакова, пожалуйста ...

— По планированной ранее концепции, каждый год фестиваль должен быть посвящен чтению какого-то произведения Булгакова...

— Да, и мы не собираемся отходить от этой структуры — только в этом году сделали небольшое исключение в связи с таким примечательным событием, как открытие памятника Булгакову. Однако фрагменты «чтений» также будут иметь место — например, отрывки из «Белой гвардии», «Театрального романа», пьесы «Бег».

— Какие моменты вы считаете настоящим достижением?

— Во-первых, это опять-таки создание клуба «Мастер». Не хочется казаться нескромным, однако до сих пор Булгаковский фестиваль воспринимался только в контексте Театра на Подоле. Это естественно, ведь в нашем театре работают актеры, которых я хочу видеть среди участников этого проекта. Однако с созданием клуба в этом смысле можно ожидать определенных изменений... Во-вторых, в этом году нам пришлось привлечь к участию в создании проекта спонсоров — мобильного оператора МТС и «Альфа банк», которые нам очень помогли и поддержали нас. И, конечно, очень важно, что Киев признал своего «Мастера», и яркое тому подтверждение — открытие памятника писателю.

— Чего вы ожидаете от фестиваля в будущем?

— В первую очередь, хотелось бы верить, что в нашей стране не будет дней траура. В связи с катастрофой в Днепропетровске нам пришлось вносить в структуру фестиваля значительные изменения. Именно поэтому много участников из других стран не смогли добраться до Киева, ведь у них также достаточно плотный рабочий график, билеты в обратную сторону, запланировано участие в спектаклях у себя на Родине. Но остальное зависит от нас самих: приятно то, что Булгаковский фестиваль станет более разнообразным, масштабным, творческим проектом, ведь ведутся достаточно серьезные переговоры со многими известными деятелями искусств, принимающими нашу идею и с удовольствием готовыми участвовать в проекте.

Елена ВАРВАРИЧ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ