Зрители знают Алексея Петухова по ролям в спектаклях «Кин IV» (Соломон), «Ревизор» (Гибнер), «Мастер и Маргарита» (Алоизий), «Тевье-Тевель» (Лейзер- Вольф), «Отелло» (Брабанцио), «Братья Карамазовы» (Григорий Васильевич), «Кавказский меловой круг» (старый селянин), «Виват, королева!» (Нокс) и др., созданными на сцене Театра им. И. Франко. Героев в искусстве очень много, а вот мастеров эпизода?.. Согласитесь, запомниться зрителю во второстепенной роли гораздо сложнее, но без актеров-фейерверков спектакль просто не состоится. Именно к таким мастерам эпизода относится заслуженный артист Украины Алексей Петухов. С Театром им. И. Франко неразрывно связана его творческая судьба уже 48-й сезон.
— В наши дни такая преданность одному театру — редкость. У вас не было желания поменять коллектив?
— Что вы! С каждым годом мне все интереснее работать. Постоянно открываю для себя что-то новое, появляется азарт. Для меня Театр им. И. Франко стал вторым домом. С годами оттачивается мастерство, а порой приходит озарение, и только сцена может подарить эти мгновения счастья и радости.
— А свое первое озарение вы помните?
— Это произошло еще в детстве. Однажды к нам в военный городок под Житомиром (я родился в семье офицера) приехал кукольный театр. Их спектакль стал не просто озарением, а потрясением... Хотя стрессы получил еще в утробе (мама была беременна мной, как вдруг пришла похоронка на отца). Я его никогда не видел. Он погиб в Финскую войну, а я родился 1 января 1940 года... В шесть лет я впервые увидел спектакль кукольного театра и захотел стать актером. Стал всех взрослых расспрашивать: где же можно научиться стать актером? Мне советовали подрасти, говорили, что есть масса интересных профессий, но я мечтал только об актерской судьбе. Должен признаться, что поначалу в школе плохо учился. Это были муки. Два года меня переводили условно, но в третьем классе вдруг появился интерес к занятиям и я стал круглым отличником. Любую информацию впитывал с жадностью. У меня были потрясающие учителя, и я им очень благодарен за науку... И дебют на сцене состоялся в школьном концерте. Я стоял на табурете и орал басню «Стрекоза и муравей». Понял буквально совет — громко и четко декламировать... Кстати, в дальнейшем, уже в студии при Театре им. И. Франко, сценическую речь мне преподавали блестящие актеры-педагоги — Полина Нятко и Константин Степанков. Именно благодаря им я понял, что криком зрителя не возьмешь...
— У вас действительно великолепная речь, и когда вы на сцене, то зрителям, сидящим даже на самом верху, слышно...
— Это — результат постоянного многолетнего труда. Хотя изначально у меня была плохая речь, так что пришлось немало потрудиться. От природы я был робким парнем-провинциалом... Как-то увидел объявление, что Народный театр (при заводе «Большевик») под руководством Эдуарда Марковича Митницкого приглашает актеров, и пошел на прослушивание. На заводе работал учеником и параллельно играл в театре. Часто спасал спектакли, вводился без репетиций. Мне это давалось легко. Я очень благодарен Митницкому — именно он ввел меня в мир театра... Затем появилось ощущение, что могу добиться чего-то большего. Пошел поступать в Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого. Но меня не взяли из- за плохого зрения (я, наивный, пришел на экзамены в очках). Очень расстроился, брел по городу и не заметил, как вышел к Театру им. И. Франко. И вижу вдруг объявление, что студия при театре набирает студентов.
— А как же плохое зрение?
— В этот раз я слукавил. Отправил своего брата (у нас инициалы совпадали) к окулисту, и он получил справку, что зрение хорошее. На экзамене я читал довженковскую «Зачаровану Десну». В комиссии сидели легендарные франковцы — Гнат Юра, Наталья Ужвий, Евгений Пономаренко, Дмитрий Милютенко, Владимир Оглоблин. У последнего я потом и учился. Он точно всегда умел распределять роли, а мою актерскую тему обозначил такими словами — зыбкость, незащищенность, трепетность души, несостыковка с жестким миром. В каждой роли я пытаюсь найти свой «ключик», и все они любимые...
— Вы учились в Москве?
— Я хотел получить высшее образование. Поступил в ГИТИС, с отличием его окончил (класс Екатерины Ильиничны Еланской — актрисы Малого театра). Учеба в Москве позволила побывать во многих театрах. Я был потрясен игрой Иннокентия Смоктуновского в роли Бориса Годунова в одноименном спектакле Малого театра. Незабываем был Игорь Ильинский... Много я повидал. Хотя в ту пору критики говорили, что театр в упадке, сетовали, что мало хороших спектаклей. Но ведь хорошего всегда мало. Такой закон. Теперь, спустя годы, мы понимаем, что в то время театр был на взлете благодаря великим артистам, которых, к сожалению, сегодня нет...
Вернувшись в Киев, я многому научился, работая рядом с такими мастерами, как Нонна Копержинская, Юлия Ткаченко, Ольга Кусенко, Михаил Заднипровский, Аркадий Гашинский, Виктор Добровольский, Дмитрий Милютенко. Они потрясали своей игрой. Наблюдать за ними на сцене стало наилучшим мастер-классом. И сегодня Театр им. И. Франко стоит на профессионалах экстракласса: Богдан Ступка, Анатолий Хостикоев, Богдан Бенюк, Алексей Богданович, Ирина Дорошенко. Я считаю, что мне очень повезло с партнерами, а это дорогого стоит. После каждого спектакля анализирую, что получилось, а что — нет. Наш театр имеет особую ауру, и я даже не представляю жизни, не связанной с франковцами.