Уникальная идея нового покрытия для металла позволит производителям металлических изделий давать на свою продукцию пожизненную гарантию, убежден ученик Малой академии наук Украины, киевлянин Назарий Медюх. О своем изобретении он рассказал в интервью проекту Интеллект.UA (www.intellect-ua.info). По словам разработчика, новая методика защиты металлических поверхностей заключается в сочетании сразу двух технологий нанесения на металл защитных материалов. «Это электролитический и электрофоретический методы. До сих пор их применяли отдельно. Нужно сначала нанести одно покрытие, а затем пропитать его другим. Это сделает защитное покрытие более прочным, не таким хрупким, практически вечным», — объяснил Н. Медюх.
Сначала железо следует покрывать специальным материалом, созданным на основе металла, а уже потом теми соединениями, которые будут придавать ему нужные свойства. «Я рассматривал разные методы нанесения защитных покрытий. Первый, самый простой и самый дешевый, заключается в обычном электролитическом нанесении металла на образец. Но при этом в сам раствор для улучшения свойств полученных покрытий добавляются частицы бора», — рассказал изобретатель. Он также прибавил, что электролитическое покрытие не подходит соединениям, имеющим высокую температуру плавления, — это титан, хром, молибден. Технология электрофоретического покрытия отдельно тоже не совсем эффективна. Обычно на металл наносят тугоплавкие материалы, температура которых выше температуры плавления железа. Это титан, цирконий, хром, вольфрам и другие. В качестве покрытия эти материалы проявили себя хорошо. Но они хрупкие.
— Полностью избавиться от коррозии металлов невозможно, потому что это закономерный процесс. Но реально существенно уменьшить скорость окисления. Металл, обработанный по моей технологии, подойдет даже для строительства самолетов. Однако защищать поверхности нужно не только в авиации. Ржавчина досаждает всем отраслям. Ежегодно из-за порчи металла из строя выходят около 10% всех сооружений на планете. Особенно тесно с коррозией знакомы автовладельцы и коммунальщики, — отметил Н. Медюх.
Эксперт Института проблем материаловедения Андрей Котко подчеркнул: «Автомобили без антикоррозийной защиты жили бы несколько лет. Каждый водитель защищает свою машину от коррозии. Иначе она не протянет и трех лет. Антикоррозийная «броня» современного автомобиля, кроме цинкования кузова, предполагает нанесение специальных грунтовок, эмали и лака. Но даже с такой защитой уберечь авто от ржавчины невозможно. Особенно коррозия атакует машины в непроветриваемых гаражах». По словам экспертов, при большой влажности скорость коррозии металла в замкнутом помещении с бетонным полом составляет 1 мм в год.
Изобретатель Назарий Медюх уверил, что его метод защиты металлических изделий не потребует больших средств. Кроме того, во время исследований он также нашел способ, как восстанавливать уже изношенные металлические детали, — путем плазменного напыления. По словам изобретателя, струя плазмы лучше всего переносит расплавленные частицы коррозиеустойчивого материала на поверхность металла.