Созданные им фильмы не похожи на те, что штампуются в расчете на кассовый успех. Они заставляют зрителя размышлять. Уже одно это качество — большая редкость в современном кинематографе. Сокуров никогда не снимал «проходных» картин. Критики называют режиссера «классиком современного кинематографа».
Александр Николаевич Сокуров родился в 1951 году в Иркутской области (Россия) в семье военного. Поначалу Александр о кино даже не задумывался, а хотел стать режиссером на радио: «Моя жизнь не имеет никакого отношения к тому, что я делаю. В нашем доме никогда не бывала и не читала стихи Ахматова, и Шостакович тоже не играл нам на фортепиано».
После окончания средней школы в 1968 году он поступил на исторический факультет Горьковского университета, пишут РИА Новости. Во время учебы начал работать в штате Редакции художественного вещания Горьковского телевидения в качестве помощника режиссера. За годы работы на Горьковском телевидении молодой режиссер поставил несколько телевизионных фильмов и несколько телепрограмм прямого эфира. В 1974 году Сокуров защитил диплом историка, а через год поступил на постановочный факультет ВГИКа в мастерскую документального кино Александра Згуриди.
Первая художественная картина Сокурова «Одинокий голос человека» по мотивам повести русского писателя Андрея Платонова, позже получившая ряд фестивальных наград, не была засчитана руководством института в качестве диплома. «Была задача задвинуть меня куда подальше. Положение ректората было сложным, меня непросто было выбросить из института, я все же получал стипендию имени Эйзенштейна. Закрытая картина была черной меткой — после этого режиссер нигде уже не мог работать. «Еще до «Ленфильма» я пытался устроиться на «Беларусьфильм», но мне сказали: «Вы неспособный к кино человек». И не взяли», — рассказывал режиссер.
Именно это время для Сокурова знаменательно моральной и профессиональной поддержкой выдающегося и тогда опального режиссера Андрея Тарковского, высоко оценившего первый фильм молодого режиссера. Дружба Сокурова с Тарковским не прерывалась и после отъезда последнего из России: «В тяжелейший момент моей жизни, когда от меня все отвернулись и многие коллеги-кинематографисты брезгливо посматривали в мою сторону, он сделал все, чтобы спасти меня, благодаря ему меня взяли на «Ленфильм». В 1980 году Сокуров был зачислен в штат киностудии, где работал над своими первыми игровыми картинами. Параллельно с этим сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где были сняты в разное время все его документальные кинокартины.
Уже первые фильмы, сделанные им в Ленинграде, вызвали негативную реакцию у партийного руководства города и в Госкино. В течение длительного времени, вплоть до перестройки (конец 1980-х), ни один из его фильмов не был разрешен советской цензурой к показу.
«Писали, что я занимаюсь антисоветской деятельностью, нахожусь в дружбе с Тарковским, встречаюсь с иностранцами. В этих «письмах» были и требования к КГБ немедленно меня отправить в лагерь, так как я неисправимый антисоветчик».
Лишь в 1987, на втором году перестройки, Сокурова легализовали, выпустив на экран одиннадцать фильмов, снятых за девять лет. Целое «собрание сочинений». Фильмы документальные, историко-философские: о судьбах России, ее культуре; о взаимоотношениях художника и народа, художника и власти, человека и времени. Субъективные, поэтичные, исповедальные.
Сокуров был участником и лауреатом многих международных фестивалей, в разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов.
В 1995 году по решению Европейской киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино. Сокуров неоднократно получал награды международных кинофестивалей. В 2004 году Александру Сокурову присвоено звание Народного артиста РФ.
«В России мои картины не нужны. Я не жалуюсь, я говорю об этом как о факте. Совершенно необязательно, что он меня огорчает. Нет, значит, нет. Я слишком независимо существую в киноязыке, чтобы не учитывать, что это вполне может быть кому-то не по нраву, — говорит Александр Николаевич. — Я не люблю отмечать день рождения. В Новый год обязательно нахожусь дома. Не люблю сплетен и обсуждения других людей. Не люблю болтовни о национальном вопросе. Ничего особенного в моей жизни нет. Я абсолютно элементарный человек. Люблю жареную картошку, чернику, котлеты, компоты, щи. Я не пью и никогда не видел в алкоголе отвлекающей силы. У меня всегда было только одно желание — работать».
СПРАВКА «Дня»
Как режиссер А. Сокуров снял такие фильмы: «Одинокий голос человека», «Разжалованный», «Дни затмения», «Спаси и сохрани», «Круг второй», «Мать и сын», «Восточная элегия», «Молох», «Телец», «Русский ковчег», «Солнце», «Александра» и др.